Екатерина Смоленцева
Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность.
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Маленькие дети часто находятся “в плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Особенно трудным в жизни ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как осваивать новые знания в процессе группового обучения. Однако эти особенности поведения мгновенно исчезают, стоит только детям заинтересоваться.
Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка. Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников : развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность. Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании я считаю театрализованную деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об ее универсальности.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи:
- расширять и углублять знания детей об окружающем мире;
-развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи;
- совершенствовать моторику, координацию, плавность;
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- содействовать коррекции поведения;
- развивать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
- формировать опыт нравственного поведения;
- стимулировать развитие творческой активности, самостоятельности.
По мнению большинства исследователей, в детском образовательном учреждении театрально игровая деятельность принимает две формы :
1. Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра, т. е. режиссерские игры:
- Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении;
- Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций;
- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей;
- Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран;
- Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
2. Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, т. е. игры-драматизации:
- С пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке;
- С куклами би-ба-бо;
- Импровизация. Это разыгрывание сюжета без подготовки.
Как правило, дети к средней группе уже имеют некий опыт театрализации – это театр мягкой игрушки, театр на фланелеграфе, стендовые плоскостные театры. Поэтому, взяв детей два года назад, я стала развивать уже имеющийся детский опыт и знакомить их с более сложными видами театрализованных игр. Для этого в группе был организован уголок театрализованной деятельности : приобретены стендовые плоскостные театры, кукольные театры-конструкторы, куклы би-ба-бо (или его еще называют театр Петрушки); совместно с родителями изготовлена ширма с занавесом. Все это, вместе с уже имеющимися наработками, послужило хорошей базой для дальнейшей работы. Дети с интересом включились в игру. Достаточно было один раз вместе сними разыграть сценку или сказку, для того, чтобы они делали это самостоятельно.
Однако не все дети были одинаково коммуникабельны, многие плохо посещали детский сад, а некоторые пришли в сад впервые. Они были необщительны, замкнуты, сторонились других детей. Но с помощью кукол, привлечения их в качестве сначала зрителей, потом помощников, они втянулись в игру и в коллектив.
У многих детей была очень плохо развита речь, а некоторые не говорили вообще. Передо мной встала задача, – каким образом приобщить этих детей к театрализации. Ответ был найден в русских народных сказках. Эти дети играли в сказках без слов - например «Репка», или «Курочка Ряба», где роль сказительницы брала на себя я или хорошо говорящий ребенок. Также помогли сказки с минимальным набором слов – например «Теремок».
Я заметила, что дети намного увереннее чувствуют себя, если одну из ролей играет воспитатель. Они видят пример, чувствуют опору и гораздо увереннее ведут себя в процессе игры. Каждый год, на майских родительских собраниях мы показываем сказки для родителей. Начали со сказок-шуток «Лучшая шубка», «Теремок», в средней группе музыкальная сказка «Муха-Цокотуха». Помимо самостоятельных показов сказок, мы показывали сценки и в плановых праздниках и досугах.
В старшей группе я продолжила развитие детей при помощи театрализованной деятельности. Могу с уверенностью утверждать, что за этот год они стали не только хорошими артистами, но хорошими режиссерами и критиками. Например, они уже сами распределяли роли, точно чувствуя, кому эта роль больше подходит, выбирая не только физические данные, но и тембр голоса ребенка, выразительность его речи, да и просто логопедию ребенка. Например, цыпленка должен играть ребенок поменьше, а медведя – побольше; а Ксюша сама отдала роль курочки Даше, потому, что не выговаривает некоторые звуки. Результат нашей совместной с детьми работы увидели родители и дети младших групп в показе сказки «Золушка», а в подготовительной группе к Новому году показали музыкальную сказку «Снежная королева».
А еще из практики своей работы я сделала вывод, что любая задача любой НОД решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыграют. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении Направленной Образовательной Деятельности.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.
За пять лет дети становятся дружнее, чувствуют ответственность друг перед другом за общее дело, многие дети преодолели свою робость, застенчивость, неуверенность в себе. Родители с радостью смотрят наши сказки, многие с удовольствием откликаются на наши просьбы о помощи в изготовлении декораций и атрибутов.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. По-моему мнению, театрализованная деятельность должна стать неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.
В результате проведенной мною работы в группе преобладает положительный эмоциональный настрой. Приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.