Евгения Соловьева
Эмоциональное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие дошкольников.
Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития :
- освоение социальных норм выражения чувств;
- изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;
Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формирование высших чувств - интеллектуальных, этических, нравственных.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они формируют взрослого о том, что ребёнку нравится, на что ребёнку нравится, на что он сердит или чем огорчён.
По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется. сердится, ревнует, грустит.
Меняются и внешнее проявление эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т. п.
Уже на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность. Развитие эмпатии включает в себя три компонента:
- когнитивный (я знаю, что могу чувствовать другой в этой ситуации);
- эмоциональный (я сочувствую ему);
- поведенческий (я делаю что-то, что ему поможет, улучшит его состояние).
Социально-эмоциональное, личностное развитие - процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырё х компонентов: культурных навыков, специфических знаний ролевого поведения и социальных качеств. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессией) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения).
В рамках психопрофилактической работы с детьми были поставлены и решались следующие задачи:
- повысить адаптационные возможности организма ребё нка к окружающей среде: выработать устойчивость к тревожащим ребёнка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе;
- формировать коммуникативные навыки в общении "ребёнок - ребёнок" :
а) обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению;
б) научить слушать себя и других, управлять своим поведением;
в) развивать произвольность, самостоятельность;
- заниматься социально-эмоциональным развитием (социальное доверие, сензитивность);
- использовать в созданной мастерской педагогического общения по построению новых форм взаимодействия с детьми (для родителей и воспитателей ДОУ) личностно-ориентированную модель общения; развивать познавательные способности;
- создавать благоприятную развивающую образовательную среду;
- создавать условия для воспитания и обучения, игровой деятельности.
Не всегда рассказываемые ребёнку сказки помогают благоприятному эмоциональному развитию. Читатель искренне удивится, узнав истинный смысл «Курочки Рябы» и «Колобка», и поймет, как важно вовремя рассказать их ребёнку. Любимые детьми виды деятельности: рисование, танцы и движение – можно использовать в целях снятия тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоциональности и общительности.
Не забывайте, хвалить и поощрять ребёнка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к игре, присоединяйтесь к нему, будьте искренне активны.
Основные потребности, характерные для ребёнка-дошкольника :
- в положительных эмоциях, любви, признании;
- общении (со взрослыми и сверстниками, сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно-значимой деятельности;
- новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным;
- оценке результатов своей деятельности взрослым;
- соответствии положительному нравственному эталону.
Основные направления:
*Чувствование (чувства в ситуации удачи-неудачи, зрительные, осязательные впечатления, мимика, пантомимика, самовыражение, чувство цвета).
*Познание (воображение, мышление, аналогии, противоположности).
*Общение и речь (лексика, обогащение словаря, актуализация, развитие фонетико-фонематического слуха и др.).
*Поведение (принятие правил, следование им, взаимодействие и д. р.).
*Воображение, творческое мышление.
*Воля (произвольность, саморегуляция и д. р.).
*Развитие моторики (активизация моторики, движение и устойчивость руки).
Есть проблемы, научного решения которых настоятельно требует жизненная практика. К ним относится проблема воли, её возникновения и развития у детей.
Воля - реальное жизненное явление, величайшей ценности человеческая способность идти, несмотря ни на какие трудности, вперёд к сознательно выбранной цели и достигать её.
В современной психологической и педагогической литературе встречаются разнообразные термины для обозначения воли. Это: "волевая регуляция поведения", "волевое действие", "волевой поступок", "волевые проявления", "волевые качества".
Наличие разных подходов к проблеме воли и многообразие употребляемых терминов обязывает с самого начала определить основные понятия и сформулировать принципиальные исходные положения. Особенно важно подчеркнуть несводимость воли и активности потому, что подходы к экспериментальному изучению волевого поведения детей строились именно на понятии активности как одном из основных критериев воли. Воля, волевая регуляция сама по себе может быть представлена как процесс: "Воля представляет собой психический процесс, характеризующий переходом от стремления и решения к деятельности".
Методические приё мы:
- создание ситуации безопасности, доверия;
- эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения;
- поддержка ребёнка в ситуации неудачи; одобрение поведения, создание ситуации успеха; поощрения, комплимент, констатация успеха;
- игнорирование нежелательного поведения;
- анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;
- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;
- придумывание терапевтических сказок;
- использование приёма антропоморфизма («очеловечивание» животных, предметов);
- прослушивание аудиозаписей, музыки медиативной и для релаксации, «звуков природы» и др.
В целях сохранения психологического здоровья детей целесообразно начинать уже в детском саду, пока ребёнок еще мал. Важнейшие показатели личностного роста ребёнка, его адаптивных возможностей – эмоциональное благополучие, сформированность самооценки, средний уровень тревожности, соответствующей естественной допустимой норме. Способность ребёнка правильно оценивать свои возможности в различных аспектах деятельности и ориентироваться в реалиях жизни обеспечивает ему более высокую приспособляемость к требованиям окружающей среды, снижает риск внутриличностных конфликтов.
Известно, что самооценка ребёнка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых из ближайшего окружения. Причины формирования заниженной либо завышенной самооценки и возникновения тревожности в дошкольном возрасте различны, но основную назвали бы – нарушение детско-родительских отношений.
Тревожность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают. Тревожность – устойчивое состояние, рассматриваемое как личностное образование или свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Факторы, влияющие на возникновение повышенного уровня тревожности, - природные особенности (тип темперамента) и социальные факторы. Чрезмерно жестокие и высокие требования к ребёнку со стороны взрослых могут вызвать ситуацию хронической неуспешности из-за расхождения между его реальными возможностями и завышенными требованиями.
Темперамент, прежде всего данное природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребёнка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, своё собственное «Я». Чаще встречаются смешанные типы.
Таким образом, для детей дошкольного возраста эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том. Что ребёнку нравится, на что он сердит или чем огорчён.
Список литературы:
Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008г.
Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : Учеб. Пособие для студ. Сред. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2010г.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2011г.
Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск, 2012г.
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М., 2011г.