Папки-передвижки

Эмоциональное развитие дошкольников

Евгения Соловьева
Эмоциональное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональное развитие дошкольников.

Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития :

- освоение социальных норм выражения чувств;

- изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;

Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников» размещена в разделах

- развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- формирование высших чувств - интеллектуальных, этических, нравственных.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они формируют взрослого о том, что ребёнку нравится, на что ребёнку нравится, на что он сердит или чем огорчён.

По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется. сердится, ревнует, грустит.

Меняются и внешнее проявление эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т. п.

Уже на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность. Развитие эмпатии включает в себя три компонента:

- когнитивный (я знаю, что могу чувствовать другой в этой ситуации);

- эмоциональный (я сочувствую ему);

- поведенческий (я делаю что-то, что ему поможет, улучшит его состояние).

Социально-эмоциональное, личностное развитие - процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырё х компонентов: культурных навыков, специфических знаний ролевого поведения и социальных качеств. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессией) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения).

В рамках психопрофилактической работы с детьми были поставлены и решались следующие задачи:

- повысить адаптационные возможности организма ребё нка к окружающей среде: выработать устойчивость к тревожащим ребёнка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе;

- формировать коммуникативные навыки в общении "ребёнок - ребёнок" :

а) обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению;

б) научить слушать себя и других, управлять своим поведением;

в) развивать произвольность, самостоятельность;

- заниматься социально-эмоциональным развитием (социальное доверие, сензитивность);

- использовать в созданной мастерской педагогического общения по построению новых форм взаимодействия с детьми (для родителей и воспитателей ДОУ) личностно-ориентированную модель общения; развивать познавательные способности;

- создавать благоприятную развивающую образовательную среду;

- создавать условия для воспитания и обучения, игровой деятельности.

Не всегда рассказываемые ребёнку сказки помогают благоприятному эмоциональному развитию. Читатель искренне удивится, узнав истинный смысл «Курочки Рябы» и «Колобка», и поймет, как важно вовремя рассказать их ребёнку. Любимые детьми виды деятельности: рисование, танцы и движение – можно использовать в целях снятия тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоциональности и общительности.

Не забывайте, хвалить и поощрять ребёнка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к игре, присоединяйтесь к нему, будьте искренне активны.

Основные потребности, характерные для ребёнка-дошкольника :

- в положительных эмоциях, любви, признании;

- общении (со взрослыми и сверстниками, сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно-значимой деятельности;

- новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным;

- оценке результатов своей деятельности взрослым;

- соответствии положительному нравственному эталону.

Основные направления:

*Чувствование (чувства в ситуации удачи-неудачи, зрительные, осязательные впечатления, мимика, пантомимика, самовыражение, чувство цвета).

*Познание (воображение, мышление, аналогии, противоположности).

*Общение и речь (лексика, обогащение словаря, актуализация, развитие фонетико-фонематического слуха и др.).

*Поведение (принятие правил, следование им, взаимодействие и д. р.).

*Воображение, творческое мышление.

*Воля (произвольность, саморегуляция и д. р.).

*Развитие моторики (активизация моторики, движение и устойчивость руки).

Есть проблемы, научного решения которых настоятельно требует жизненная практика. К ним относится проблема воли, её возникновения и развития у детей.

Воля - реальное жизненное явление, величайшей ценности человеческая способность идти, несмотря ни на какие трудности, вперёд к сознательно выбранной цели и достигать её.

В современной психологической и педагогической литературе встречаются разнообразные термины для обозначения воли. Это: "волевая регуляция поведения", "волевое действие", "волевой поступок", "волевые проявления", "волевые качества".

Наличие разных подходов к проблеме воли и многообразие употребляемых терминов обязывает с самого начала определить основные понятия и сформулировать принципиальные исходные положения. Особенно важно подчеркнуть несводимость воли и активности потому, что подходы к экспериментальному изучению волевого поведения детей строились именно на понятии активности как одном из основных критериев воли. Воля, волевая регуляция сама по себе может быть представлена как процесс: "Воля представляет собой психический процесс, характеризующий переходом от стремления и решения к деятельности".

Методические приё мы:

- создание ситуации безопасности, доверия;

- эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения;

- поддержка ребёнка в ситуации неудачи; одобрение поведения, создание ситуации успеха; поощрения, комплимент, констатация успеха;

- игнорирование нежелательного поведения;

- анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;

- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;

- придумывание терапевтических сказок;

- использование приёма антропоморфизма («очеловечивание» животных, предметов);

- прослушивание аудиозаписей, музыки медиативной и для релаксации, «звуков природы» и др.

В целях сохранения психологического здоровья детей целесообразно начинать уже в детском саду, пока ребёнок еще мал. Важнейшие показатели личностного роста ребёнка, его адаптивных возможностей – эмоциональное благополучие, сформированность самооценки, средний уровень тревожности, соответствующей естественной допустимой норме. Способность ребёнка правильно оценивать свои возможности в различных аспектах деятельности и ориентироваться в реалиях жизни обеспечивает ему более высокую приспособляемость к требованиям окружающей среды, снижает риск внутриличностных конфликтов.

Известно, что самооценка ребёнка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых из ближайшего окружения. Причины формирования заниженной либо завышенной самооценки и возникновения тревожности в дошкольном возрасте различны, но основную назвали бы – нарушение детско-родительских отношений.

Тревожность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают. Тревожность – устойчивое состояние, рассматриваемое как личностное образование или свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Факторы, влияющие на возникновение повышенного уровня тревожности, - природные особенности (тип темперамента) и социальные факторы. Чрезмерно жестокие и высокие требования к ребёнку со стороны взрослых могут вызвать ситуацию хронической неуспешности из-за расхождения между его реальными возможностями и завышенными требованиями.

Темперамент, прежде всего данное природой, а природа, как известно, редко ошибается. В каждом типе есть много положительного, у каждого ребёнка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, своё собственное «Я». Чаще встречаются смешанные типы.

Таким образом, для детей дошкольного возраста эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том. Что ребёнку нравится, на что он сердит или чем огорчён.

Список литературы:

Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008г.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : Учеб. Пособие для студ. Сред. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2010г.

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2011г.

Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск, 2012г.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. М., 2011г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной игры» Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональное развитие дошкольника.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное поведение дошкольников»Конспект родительского собрания «Эмоциональное поведение дошкольников» Цель: создание между родителями партнёрских отношений. Задачи: -привлечь родителей к участию в образовательных ситуациях; -обсудить наиболее.

Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.

Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях по физической культуре В каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Для ребенка бегать наперегонки скакать на одной ноге, подражать.

Синтез искусств и его влияние на эмоциональное развитие дошкольников Для эмоционального настроя можно использовать произведения другого вида искусства. Например, живопись. В начале работы по применению комплекса.

Творческий отчет воспитателя «Социально-эмоциональное развитие детей 4–7 лет» «Все мы вышли из детства» - сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но, почему же тогда нам, взрослым,.

Эмоциональное благополучие младших дошкольников Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И. С. Храмцова, педагог –психолог МБДОУ Ижморский детский сад № 3 Дошкольное детство.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс воспитания предполагает.

Эмоциональное развитие ребёнка посредством театрализованных игр По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное развитие дошкольников
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 15:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное развитие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД