Храмцова Ирина
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
И. С. Храмцова, педагог –психолог МБДОУ Ижморский детский сад № 3
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Одной из основных сфер психического развития в дошкольном возрасте является эмоциональная сфера.
Публикация «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и вырази-тельность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах.
Попадая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. Изменение образа жизни, смена атмосферы у многих детей вызывает спад настроения, снижение эмоционального тонуса. Эмоциональное неблагополучие постепенно может привести к появлению в поведении ребенка невротических реакций. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка. Педагоги и психологи должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми - важнейший источник формирования чувств ребенка. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать её происхождение, а так же стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. Это возможно при условии организации целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы у детей.
В психолого-педагогической науке исследованием данного вопроса занимаются многие педагоги и психологи - это Данилина Т. А., Сло- бодяник Н. П., изучающие вопросы развития и коррекции эмоции. Якобсон П. М., исследующий проблему особенностей эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. Рожина JI. Н., Стрелкова JI. П., изучающие проблему использования произведений художественной литературы в развитии эмоции. Абрамян JI. А., Кошелева А. Д., исследующие роль игры в эмоциональном развитии ребенка.
Несмотря на достаточную освещенность данной проблемы, она сохраняет свою актуальность. По данным исследований, проведенных Слободяник Н. П. в 2010 году, около 70 % современных дошкольников имеют отклонения в эмоциональной сфере, обусловленные эмоциональ-ной, аффективной депривацией.
Данная ситуация связана с постоянным ростом количества детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями и отсутствием целенаправленной помощи по их преодолению. Практическая психоло-гия изобилует разнообразными средствами, методами и приемами по преодолению эмоциональных трудностей, но чаще всего они ориентиро-ваны на детей младшего школьного или подросткового возраста. Что касается детей дошкольного возраста, то данная проблема получила освещение на теоретическом уровне, но далеко не всегда имеет практическую реализацию. Поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных путей эмоционального развития детей дошкольного возраста.
С целью изучения особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование. Эксперимент проводился в МБДОУ «Ижморский детский сад № 3» п. г. т. Ижморский в старшей группе. Экспериментальная группа включала 20 человек.
Диагностику эмоционального развития мы проводили по критериям и показателям JI. П. Стрелковой и использовали следующие методики:
1. Наблюдение за деятельностью детей (авт. Т. А. Данилина). Де-тальный анализ результатов показал, что в поведении четырех детей мы наблюдали проявление импульсивности, чаще всего преобладали отрицательные эмоции (гнев, негодование, они выражались в мимике, речи и двигательной активности, им свойственна быстрая смена настроения.
2. Тест В. М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей». Согласно ответам ребят были получены следующие результаты: высокий уровень понимания эмоциональных состояний у пяти дошкольников (25 %, у 12 участников тестирования выявился средний уровень (60 %, у трех дошкольников низкий уровень (15 %).
3. По результатам рисуночной методики «Кактус», мы выявили, что из 20 детей у 4 выявлена импульсивность, агрессивность, о чем свидетельствует наличие отрывистости линий и сильный нажим. Неуверенность, зависимость, тревога и страхи у 5 детей, рисунки этих детей маленькие, и чаще всего кактусы расположены внизу листа, в рисунках некоторые дети отдавали предпочтение темным цветам.
Обобщая результаты диагностического исследования, мы отметили, что у 30 % дошкольников выявлены трудности в развитии эмоциональной сферы.
Для преодоления нарушений в эмоциональном развитии детей нами была организована коррекционно-развивающая работа, которая была направлена на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе мы провели занятия, разработанные В. М. Минаевой.
На занятиях дети получали знания о том, как общаться, упражнялись в применении приемлемых способов поведения. Большое внимание уделялось обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению. Для достижения развивающего эффекта многие игры и упражнения мы включали в занятия и неоднократно и повторяли в течение курса. На каждом занятии мы стремились, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успешности. Так как, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, можно ставить перед ними задачи, связанные с преодолением трудностей.
Для выявления результатов нашей работы нами было проведено повторное изучение детей. Сравнение результатов наблюдения показали, что при повторной диагностике снизилось количество детей, проявляющих в поведении импульсивность, неуравновешенность, снизилось доминирование отрицательных эмоций, настроение стало более устойчивым. По результатам проведения графической методики «Кактус» мы выяснили, что в целом в рисунках стали доминировать яркие тона, уменьшилась выраженность агрессивности и импульсивности, но сохранились проявления неуверенности.
По итогам повторной диагностики мы выяснили, что количество детей с трудностями в эмоциональной сфере снизилось на 10 %. Отмечены позитивные изменения в развитии способности контролировать собственное эмоциональное состояние, дифференциации собственных эмоций и эмоций других людей, дети стали более адекватно реагировать на изменение ситуации. Изучение сохранившихся нарушений свидетельствует, что это в большинстве дети легко «тормозимые». У них сохранилась проявление негативных эмоций по отношению к окружающим, но при этом улучшилось осознание и понимание эмоций других.
Таким образом, при использовании специально подобранных игр и упражнений эмоциональное развитие дошкольников будет происходить более интенсивно и позитивно.
Литература
1. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М. : Айрис-пресс, 2006.
2. Изард К. Эмоции человека : [Пер. с анг. ] / Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой; Вступительная статья А. Е. Олыпанниковой. - М. : Изд-во МГУ, 1980.