Елена Фоменко
Синтез искусств и его влияние на эмоциональное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для эмоционального настроя можно использовать произведения другого вида искусства. Например, живопись. В начале работы по применению комплекса искусств можно подбирать музыкальные произведения и живопись по принципу контраста. Например, контрастные по состоянию образы моря из музыкальной картины Н. Римского- Корсакова «Море» и такая же контрастная по образной характеристике моря живопись И. Айвазовского, В. Ван-Гога и др. В дальнейшей работе можно выстраивать и музыкальные произведения, и произведения живописи по принципу подобия, сближения «палитры чувств» с тем, чтобы дети могли различать оттенки каждого из них. Для этого подбирается к музыкальному произведению с ярко выраженной эмоционально-образной направленностью настроения зрительный ряд, состоящий из репродукций картин художников, близких, но все-таки достаточно различных по эмоциональной характеристике. Одновременное прослушивание музыки и просмотр произведений живописи заставляет детей глубже проникать в характер музыкального образа, сравнивать, сопоставлять его с образами в картинах художников. Очень важна последующая эмоционально- насыщенная беседа, в ходе которой чувственно воспринимаемая характеристика образа уточняется, углубляется, что создает предпосылки для дальнейшего художественно – творческого развития ребенка.
Публикация «Синтез искусств и его влияние на эмоциональное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В ряде случаев достаточный эффект воздействия на эмоциональный мир ребенка может быть достигнут с помощью зрительно-слуховой синестезии, когда под воздействием звуковых раздражителей у ребенка возникают зрительные образы: прослушивание пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» вызывает у детей обширный ряд зрительных ассоциаций, которые воплощаются и в движении, и в вербальной характеристике, и в рисунках детей.
Для создания необходимого эмоционального настроя педагог может использовать не только произведения живописи, но и выразительное слово. В своей работе я использовала стихи, которые эмоционально настраивали детей на восприятие музыки, вызывали интерес к ней, а также обогащали словарь дошкольников. Важно помнить, что стихи не должны содержать сюжетной канвы, а только нести настроение, чтобы дети не искали затем этот сюжет в музыке. Например, для усиления эмоционального восприятия образа и осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в пьесе «Дождик» (русская народная песня в обр. Т. Попатенко, им предлагалось стихотворение «Дождик»
П. Гудимова, содержащее в себе определения, которыми можно характеризовать музыкальный образ. Пи чтении педагог интонационно выделяет те определения, которые могут пригодиться при характеристике эмоционально-образного содержания пьесы. Предлагаю текст данного стихотворения:
Подставляйте ручки: бойкий дождь идет,
Озорной, упругий по листочкам бьет,
Умывает села, освежает рожь
Радостный, веселый, серебристый дождь.
В. П. Гудимов
Постепенно от занятия к занятию расширяется словарный запас детей, который они использовали при определении настроения и содержания прослушанной музыки.