Екатерина Ильина
Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На данном этапе основным приоритетом выступает личностно -ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Публикация «Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. А эмоциональное развитие является одним из новых направлений в развитии личности.
Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр., на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.
Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т. д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.
Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы : обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоционального состояния других людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим недоразвитием речи.
Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей - дошкольников (А. И. Захаров, Л. Ф. Островская, Ольшанникова А. Е., Юркевич B.C., Цыркун Н. А., Колпакова Н., Степанова Г. и др.)
Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с неточными отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии. Отдельную и все более многочисленную группу представляют собой дети с речевыми нарушениями.
ОНР (общее недоразвитие речи) представляет одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, которое может быть вызвано целым рядом причин. Наличие речевой патологии у ребенка часто вызывает у родителей и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие чего у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему мир, появляются признаки эмоционального неблагополучия.
Публикации Грибовой О. Е., Левиной Р. Е., Мастюковой Е. Л., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б. и др. подтверждают наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми.
Важную роль в развитии личности ребенка играет семья и взаимоотношения с родителями. Первые впечатления, радостные и горькие, удивление и заинтересованность, обиды и разочарования, истоки будущих отношений с людьми - все возникает в семье.
Проблема условий эмоционального благополучия ребенка в семье привлекает все большее внимание широкого круга исследователей (Алемаксин М. А, Захаров А. И., Дубровина И. В., Божович Е. Д., Бреслав Г. М., репина Т. А. и др.).
В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, должны преобладать мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи.
Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник формирования чувств дошкольника : радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
На основе наших наблюдений мы сделали выводы, что
• эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, невыраженностью сопереживания к эмоциональному состоянию других людей;
• самооценка детей с ОНР значительно ниже, чем у их ровесников, не имеющих речевых нарушений;
• у детей с ОНР снижено стремление к успеху, они более остро воспринимают неудачи.
Обучение и эмоционально-волевая сфера неразрывно связаны между собой. Дети, испытывающие чувство тревоги, имеющие низкую самооценку, высокую степень психоэмоционального напряжения, не проявляющие активности в какой-либо деятельности, не смогут ничему научиться. Сколько бы сил не тратили на это взрослые. Поэтому задача педагогов найти подход, средства и методы для успешного обучения и воспитания детей с ОНР.
Формирование эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи требует поэтапной работы. Основной целью мы ставим ознакомление детей с эмоциональными состояниями, которые доступны их возрасту (радость, гнев, страх, грусть, удивление, формирование умения передавать и понимать заданное эмоциональное состояние. Далее нашей задачей является формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и во время специальных игр, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность такой деятельности состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоции, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
Мы учим детей «читать» эмоциональное состояние других людей и адекватно на него откликаться. Ребенок, у которого наблюдаются трудности в определении эмоциональных состояний и настроения людей, не научится правильно тожовать социальные ситуации, будет ошибаться в выборе линии поведения, что приведет к проблемам во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми.
С целью создания эмоционального комфорта детям в группе мы выработали правша, которые имеют воспитательную ценность: • положительно оценивать ребенка и его действия;
• никогда не называть ребенка по фамилии, так как это снижает эмоционально - положительный настрой;
• уважать права ребенка на развитие индивидуальности;
• признавать значимость каждого ребенка для всей группы;
• вызывать стремление у каждого стать равноправным членом детского коллектива;
• подчеркивать специфичность половых различий (направлять внимание девочек на мягкость, женственность, внимательность; мальчиков - на смелость, великодушие, ответственность).
С помощью сюжетно - ролевых, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр - драматизации) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
В своей работе мы опираемся на опыт Скотниковой Е. С., логопеда Свердловской области, и используем следующие игры для развития эмоционально - речевой сферы своих воспитанников:
• "Собери лицо"
Дети собирают лицо человека из частей с разными эмоциональными состояниями.
• "Шкатулка ласковых имен"
Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен.
• "Рассмеши царевну-Несмеяну"
Один ребенок - царевна - Несмеяна. Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических - щекотка). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.
• "Угадай настроение"
Назвать настроение каждого ребенка (зверюшки, изображенного на картинке и объяснить, почему так думаешь.
• "Я начну, а ты продолжи" Когда у меня хорошее настроения, я. Когда у меня плохое настроение, я. Хорошее настроение помогает мне.
• "Сердитый дедушка"
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?
• "Где мы были не скажем, а что делали покажем", "Зеркало движений" Детям предлагается без слов (жестами и мимикой) изобразить, где они побывали и что делали. Ситуации задает педагог. Один ребенок или подгруппа детей изображают действие, остальные отгадывают.
Таким образом, с помощью этих упражнений и игр мы расширяем эмоциональную лексику, помогаем детям выбирать нужные эмоции в зависимости от ситуации, сопереживать героям сказок и своим ровесникам, показываем значимость различных эмоций. Так же рекомендуем родителям дома использовать данные упражнения.