Надежда Лебедева
Аттестация. Портфолио воспитателей: «Наличие психологического комфорта на занятии»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Педагогическое общение – процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему.
Публикация «Аттестация, Портфолио воспитателей: „Наличие психологического комфорта на занятии“» размещена в разделах
- Аттестация
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Портфолио воспитателя и педагога
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит.
Борис Слуцкий.
Принципы комфортности на занятии, (что ребенку необходимо, для создания психологического комфорта пребывания в детском саду).
В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности.
Полное доверие детям.
Принимать каждого ребенка таким, каким он есть.
Помощь в формировании целей, задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым ребенком.
Быть затейником и участником детских игр и забав.
Привлекать родителей к образовательному процессу.
Приемы создания психологического комфорта:
Улыбайтесь.
Обращайтесь по имени к детям.
Будьте щедры на похвалу.
Понимайте детей.
Умейте слушать.
Золотые правила психологического комфорта на занятии:
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком видеть только отрицательные мотивы.
Совместная деятельность сближает педагога с детьми.
Предусмотрительность и корректность поведения педагога снижает напряжение в общении.
Известно, основные средства образования дошкольника в детском саду – деятельность, формирующаяся под влияние организованных занятий с целой группой детей, протекающие в определенное время дня и общение с воспитателем. Деятельность ребёнка в детском саду должна быть окрашена положительными эмоциями. Так как успех образования определяется не только его информационностью, сколько желанием получить информацию. Ведь в состоянии повышенного интереса ребёнок способен подолгу наблюдать, рассуждать, фантазировать, увлечённо мастерить и т. д.
Продумывая организацию занятий, формы и методы его проведения, необходимо уделять большое внимание эмоциональному компоненту.
В настоящее время в качестве основного приоритета выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности. Забота о его эмоциональном благополучии.
Главное направление развития эмоциональной сферы дошкольника – проявление произвольного поведения (способность управлять своими эмоциями) и все это является одним их моментов психологической готовности к обучению в школе.
Эмоциональное благополучие оценивалось по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Веракса.
Оценка уровня:
1 – 1,4 - низкий уровень: большинство компонентов недостаточно развиты;
1,5 – 2,4 – средний уровень: отдельные компоненты не развиты;
2.% - 3 - высокий уровень: соответствует возрасту.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»:
• Откликается на эмоции близких людей и друзей.
• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
В результате диагностического обследования детей и анализа взаимоотношений ребенка в группе со сверстниками, взаимоотношений с взрослыми, было выявлено, что в начале 2009-2010 учебного года (средняя группа) 40% детей испытывали затруднения в общении как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, 53,3% имели склонность к переживанию тревоги, чувство волнения и беспокойства, и лишь 6,7% детей были эмоционально стабильны.
Причины: каждый год имеет место движение детей (поступают новые дети, которым необходимо адаптироваться, влиться в коллектив). В старшей группе ситуация немного улучшилась, но все равно наблюдаются не вполне эмоционально благополучные дети. Есть дети с агрессивным поведением: Даннил К. Антон К, Маша П, которые не умеют уступать, упрямы, невнимательны к сверстнику. Есть дети, для которых характерна тревожность, замкнутость, страх перед неизвестным: Лиза К. Костя М ходит не регулярно в детский сад, поэтому очень плаксив, эмоционально неустойчив.
Исходя из полученных результатов диагностики, наметили работу с проблемными детьми: коррекционная работа психолога, индивидуальные консультации с родителями. Больше уделять внимания с/р играм, для сплочения коллектива.
В результате проведённой работы на май 2012 года мы имеем положительную динамику эмоционального благополучия детей в группе.
Вывод: Дети имеют статус эмоционального благополучия.
Что было сделано: коррекционная работа психолога с проблемными детьми, проведение игр на сплочение коллектива, специальных занятий, бесед, этюдов с детьми, вовлечение детей в кружок экологической направленности, проведение с детьми «минуток вхождения в день», которые настраивали детей на внимательное доброе отношение со сверстниками, участие в совместных делах со сверстниками, консультации с родителями.
Рекомендации педагогам и родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста
В совместной работе педагогов и родителей по сохранению и укреплению психологического здоровья детей необходимо создавать условия, исключающие стрессы в жизни детей. Общеизвестные причины стрессов: дефицит положительных эмоций, отрицательная психологическая обстановка, излишний шум, «заорганизованность» воспитательного процесса, отсутствие гибких режимов, недостаточная двигательная активность.