Стукова Анжела
Эмоциональная отзывчивость воспитанников дошкольного возраста на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Стукова Анжела Никитична
Первой квалификационной категории
МКУ Социально – реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Уютный дом»
Кемеровская область, г. Новокузнецк
Эмоциональная отзывчивость воспитанников дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Темочки:
Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Существуют определенные возрастные периоды, в которых дети образно воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые три года жизни. Музыка и музыкальная деятельность, всегда сопровождается чувствами и эмоциями. Они составляют главное содержание, и особенно привлекательны для детей раннего дошкольного возраста.
Эмоциональный мир ребенка, разумеется, ограничен в своих проявлениях, так как он еще не знает, что можно выражать с помощью эмоций свое настроение. Переживая эмоциональное состояние, ребенок может показать, как он радуется или огорчается, но при первой встрече дошкольники зачастую стесняются, и происходит эмоциональный зажим.
Для того, чтобы раскрепостить детей существует ряд игр – импровизаций на развитие мимики, пантомимики, жестикуляции и внутреннего раскрепощения.
Детям раннего дошкольного возраста свойственно особое восприятие и отношение к мелодии, ритму, выразительным средствам, танцевальным движениям. Материал, на основе которого у ребенка начинает обрабатываться понимание текста и приобретает смысловое содержание, развивается речь и музыкально - сенсорные способности, накапливается опыт разнообразных движений - все это составляет эмоциональную сторону развития.
Знакомство с музыкой предполагает многовариативность, импровизационность и требует творческой активности и фантазии музыкального руководителя.
На своих занятиях по «слушанию музыке» мы вместе сопереживаем и учимся прочувствовать то, что написал композитор. Музыкальный материал подбираю с учетом разнохарактерных произведений, что дает возможность различать контрастные образы, например: «солнышко и дождик», «медведь и зайка». Вот почему дети легко сопоставляют веселую и печальную, плавную и отрывистую музыку. Воздействуя на эстетические чувства ребенка, побуждаю их осознавать, что такое - добро и зло.
Использую здоровьесберегающие технологии: особое внимание уделяю артикуляционной гимнастике, которая формирует и корректирует нарушения звукопроизношения, полезна для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой повышает показатели дыхательной системы, валеологические песенки - попевки способствуют эмоциональному климату на занятиях, музыкотерапия снимает напряжение и раздражительность.
Также применяю, «Пальчиковые игры» Железновой, которые сопровождаются небольшими текстами и стишками. Вместе с детьми выразительно учим текст, а движения стараются выполнять синхронно. Игры хорошо развивают память, внимание, фантазию, побуждают детей к творчеству. Музыкально - ритмическая деятельность создает благоприятные условия для развития творческих способностей, обеспечивая высокий уровень самостоятельности.
Значительное место в практике музыкального воспитания отводится именно русскому народному фольклору. Разучиваем чистоговорки, попевки, потешки, разные произведения для исполнения, уделяем внимание игре на музыкальных инструментах, все это развивает музыкально - сенсорные способности. Создавая ансамбли из народных инструментов - бубен, ложки и дудочки детям приходятся по душе. Они с желанием исполняют запомнившиеся песенки.
Учитывая исходный уровень музыкальных способностей, выстраиваются систематические занятия для формирования эмоционального отклика, подбираются различные методики, собирается музыкально - дидактический материал, определяются критерии оценки эмоциональной отзывчивости всех возрастных категорий.
В целом, за реабилитационный период происходят изменения в эмоциональном поведении детей, отмечается положительная динамика ребенка. Как результат, заложены основы музыкальности : различают тембровую окраску, динамический и звуковысотный диапазон, эмоциональный отклик на музыку, формируются певческие интонации, речевой аппарат и двигательная активность.
Все это, благотворно влияет на развитие эмоциональной отзывчивости
у детей дошкольного возраста, развивает музыкально - образную память, ориентирует в пространстве.
Считаю, что такие формы и методы музыкально – эстетического воспитания необходимо использовать на практике, так как это
способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей.