светлана нестерова
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях.
Охрана и укрепление здоровья детей - одна из стратегических задач современного дошкольного образования. В свете решения данной задачи, важно отметить эффективность роли музыки, как средства оздоровления дошкольников. Музыкально-оздоровительная работа в ДОО – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей детей, сохранение а так же укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка Основная форма музыкальной деятельности в ДОО - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
валеологические песенки – распевки, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии :
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Разученные но НОД, они используются также и в повседневной жизни.
«Здравствуйте!» сл. и муз. М. Картушиной
- Дыхательная гимнастика.
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствуют восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются :
- укрепление физиологического дыхания детей,
- тренировка силы вдоха и выдоха,
- развитие продолжительности выдоха.
1."Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)И. П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.
2."Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И. П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.
3."Собачка" (закаливание зева)
И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
Упражнение «Чей листочек дальше (выше) улетит?».
Артикуляционная гимнастика
под музыку способствует тренировке мышц речевого аппарата, повышаются показатели уровня развития певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Весёлые логопедические распевки очень любят мои малыши. Их основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движениями. Тексты песен вызывают интерес у детей, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения
Песенки для развития речи:
Оздоровительные и фонопедические упражнения
способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков.
Разработки В. Емельянова, М. Картушиной
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Игровой массаж:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
ВЗАИМО массаж: Всем знаком «Рельсы, шпалы…
«Был у Зайки огород»
Был у Зайки огород, ровненьких две грядки.
(плотное поглаживание от плеча до кисти)
Там играл зимой в снежки, ну а летом в прятки.
(легко стучат пальцами по раскрытым в стороны рукам)
А весною в огород Зайка с радостью идёт!
(кулачки прижимают к груди и выполняют «пружинку»)
Но сначала всё вскопает, а потом всё разровняет,
(вращательные движения кулачков по спине,
«расчёсывание» спины сверху вниз)
Семена просеет ловко и пойдёт сажать морковку.
(берут «Зайчика» за кисти и трясут, выполняют «пружинку»)
Ямка – семя, ямка – семя. Закопает, разровняет.
(защипывает кожу, пальцем другой руки ставит «точку»,
вращательные движения кулачков по спине,
«расчёсывание» спины сверху вниз)
И глядишь, на грядках вновь, вырастут горох, морковь. А как осень подойдёт, урожай свой соберёт. (поглаживание спины рёбрами ладоней)
Всё собрал и как раз – здесь закончился рассказ.
(плотно провести ладонями от макушки до щиколоток).
Пальчиковые игры с пением благоприятно воздействуют на все внутренние органы, повышают координационные способности пальцев рук. Известно, что существует прямая связь между мелкой моторикой и развитием мышления ребёнка, чем более ловкие пальчики, тем более гибкий ум! (подготовка к рисованию, письму).
Упражнение «Паучина» :
Пау-пау чина паутину свил,
Вдрук закапал дождик, паутину смыл,
Выглянуло солнце и пошло гулять,
Пау-паучина трудится опять
Музыкально - речевые игры и пластические игры - превращения позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.
В преддверии Нового года :
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки в повседневной жизни дошкольника повышает их иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка сопровождает ребенка в детском саду в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Предлагаю снять напряжение и расслабиться.
Музыке всегда найдется место в режиме детского сада, будь то занятие или праздник, самостоятельная деятельность или режимный момент, театральное действо или труд. Главное, чтобы она не стала фоном, а способствовала созданию эмоционального комфорта, столь необходимого для здоровья.
Использование богатейшего искусства музыки помогает сделать жизнь дошкольников яркой, праздничной, запоминающейся, эмоциональной а значит – ЗДОРОВОЙ.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения… Платон.