Марина Копылова
Консультация на тему «Логоритмика на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Логоритмика на музыкальных занятиях»
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только малый процент новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют дети с нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. К 4-5 годам наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. По моим наблюдениям за воспитанниками было подмечено, что у более половины детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях. Особенно это наблюдалось у детей с задержкой речевого развития. Такие дети, опасаясь насмешек сверстников, начинают стесняться своих ошибок, избегают общения с ними. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения. Меня заинтересовало это и я начала углубляться в эту тему. Конечно, это первостепенная задача логопеда, но музыкальному руководителю эта тема тоже близка. И очень полезно познакомиться с методическими рекомендациями Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп). Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.
Публикация «Консультация на тему „Логоритмика на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Основные требования к построению логоритмической деятельности
Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность занятия :
в средней группе 15-20 минут,
в старшей – 20-25 минут,
в подготовительной – 25 – 30 мин
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя:
слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения,
пение,игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры,
а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят:
упражнения на восстановление
дыхания,
упражнения снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Вот например:
МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Мишка косолапый
По лесу идет,
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы:
артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается в НОД области "Музыка. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.
Особенности организации и проведения логоритмической деятельности
Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.
Задачи:
образовательные:
развивать пространственные представления;
ормировать двигательные умения и навыки;
развивать координацию, переключаемость движений;
знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
развивать артикуляционный аппарат;
развивать речевое дыхание;
развивать фонематическое восприятие;
развивать грамматический строй и связную речь;
формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.
Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.