Беликова Елена Борисовна
Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Создание здоровье-сберегающей среды
на музыкальных занятиях в ДОО
Ведение
Одним из требований при организации учебного процесса в дошкольном учреждении является строгое соблюдение охранительного педагогического режима. В соответствии с этим одним их ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни и разработка и внедрение здоровье-сберегающих технологий.
Публикация «Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Одним из источников здоровьесберегающих мероприятий является музыка, а в частности музыкальные занятия в дошкольных учреждениях.
Музыка, прежде всего её основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.
Музыка – составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же разнообразной, как и окружающий нас мир. Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, услышав музыкальное произведение, преображаются, успокаиваются. Музыка может встречать детей по утрам, во время приёма. Можно включать записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием. Музыка может также включаться в процесс пробуждения детей. Чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, необходимо использовать тихую, нежную, легкую музыку. Музыка должна жить в детском саду не только в виде прослушивания, но и в других видах деятельности: пение, танцы.
От качества той информации, которую ребёнок получит в дошкольном детстве, прямо зависит та картина мира, которая сложится у него на всю жизнь.
В результате работы над данной проблемой была создана система музыкальнооздоровительной работы, которая предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
• Валеологические песенки-распевки;
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Оздоровительные и фонопедические упражнения;
• Игровой массаж;
• Пальчиковые игры;
• Речевые игры;
• Музыкотерапия.
• Музыкально - ритмические упражнения.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимает настроение, задаёт позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливает голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Я обращаю внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении.
Артикуляционная гимнастика.
Она закрепляет артикуляционные уклады различных звуков в слогах,
во фразах. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени,
но, эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить
напряжённость мышц, разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти,
развить мимику, а также выразительную дикцию.
Для достижения этой цели я взяла артикуляционную гимнастику по
системе Емельянова В. В. Эти упражнения не только развивают
певческий голос, но и способствуют его охране.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе я использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Пальчиковые игры.
Данные игры способствуют раскрепощению детей. Речь, память, воображение начинают активно развиваться. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму).
Речевые игры.
В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал К. Орф, стоит упражнение речевое.
Базой для речевых упражнений я использую детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается совместно со слухом речевым.