Юлия Макарова
Элементы психотерапии в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.
«Я не могу, у меня ничего не получается»,– обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.
Публикация «Элементы психотерапии в работе логопеда» размещена в разделах
Каким должен быть кабинет логопеда
Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель – должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.
Несколько слов о поощрении
Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.
• Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.
• Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.
• Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.
Глаза в глаза,.
Занимаясь с ребенком,
а сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении – к результатам, которых вы оба ждете;
– занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он – на стуле, вы на стульчике; он – на полу и вы – на полу);
– следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);
– принимайте ребенка таким, какой он есть;
– будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что он делает);
– оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;
– никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.
Станем на якорь!
Психотерапевты, закрепляя, фиксируя положительные результаты, обычно употребляют термин «заякорить». Как это сделать?
Вы ставите детям-логопатам оценки? Хотя это не предусмотрено ни одной из известных мне методик, я ставлю. Одну-единственную оценку – 5, но разных размеров.
Когда ребенок еще не добился никаких результатов, я хвалю его и ставлю пятерку, маленькую. Появляются первые успехи – пятерка становится все больше. Получив самую большую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение. А мне только этого и нужно для закрепления результата.
Итак, маленькая или большая пятерка – это якорь.
Еще один якорь, т. е. действенная фиксация положительного результата,– это нежные прикосновения (объятия, похлопывания) к ребенку (с правой стороны) теплыми руками и вербальная оценка его достижений.
Что еще?
Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.
Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние;
угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д., помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.
Музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка – успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.
А также.
Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.
Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить?
Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает, надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов.
Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.
И напоследок: способ общения с ребенком (а их около 6,5 тыс. с точки зрения трансактного анализа) выбираю по ситуации.