Лучший педагог года

Элементарное музицирование как средство развития одаренности ребенка

Козаченко Елена
Элементарное музицирование как средство развития одаренности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Дети должны жить в мире красоты, сказки,

музыки, рисунка, фантазии и творчества»

В. А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных современных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем современной системы образования. В «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Дианы Борисовны Богоявленской особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, его развитию и реализации потенциала. Творчество, креативность является неотъемлемым элементом одаренности. Психолог Алексей Михайлович Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая : если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность, широта интересов и исследовательская активность. Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано проявляется одаренность к музыке.

Публикация «Элементарное музицирование как средство развития одаренности ребенка» размещена в разделах

Главная задача музыкального воспитания – развивать творческую самостоятельную личность, эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать любовь к ней, доставлять радость. Решение этой задачи реализуется через разные виды деятельности ребенка : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образную деятельность. Одним из видов исполнительства является игра на детских музыкальных инструментах.

При исполнении детьми музыкальных произведений я заметила, что даже скованные и застенчивые дети, увлеченные игрой на музыкальных инструментах, постепенно раскрепощаются. Незаметно для себя они учатся общаться, согласовывать свои интересы с интересами других детей, проявлять волю и индивидуальность. У них улучшается качество музыкально-ритмических движений, развивается чувство ритма, возрастает познавательная активность.

На музыкальных занятиях времени и возможности для детского исполнительства недостаточно, а интерес детей к музицированию и желание играть на музыкальных инструментах были настолько сильными, что это привело меня к созданию в детском саду оркестра.

Элементарное музицирование - это синкретическая деятельность, которая связана с движением, танцем, речью. Это музыка, которую нужно делать самому, в которую нужно включаться не как слушатель, а как партнер, исполнитель, творец. Творчество входит в обучение через игру, сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни.

Темой своего исследования я выбрала: «Элементарное музицирование как средство развития одаренности ребенка через творческие способности». Проблемой исследования является: выявление роли игры на детских музыкальных инструментах в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Объектом являются дети старшего дошкольного возраста. Предмет: процесс обучения на детских музыкальных инструментах. Детские музыкальные инструменты – средство обучения музыке, а игра на них – самый эффективный путь к развитию творческой музыкальной самостоятельности детей.

Перед собой я поставила цель: Привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и природных способностей ребенка.

Для реализации цели выделила следующие задачи:

• Создать условия для формирования творческого мышления, развития индивидуальных особенностей, природной музыкальности ребенка.

• Помочь детям в музыкально - дидактической игре войти в мир музыки, найти свои формы общения с ней.

• Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

• Воспитывать потребность в музицировании.

• Формировать качества, способствующие самоутверждению личности, развитию навыков общения и соучастия.

Процесс обучения игре на детских музыкальных инструментах – это взаимосвязанная работа по следующим направлениям:

* Импровизационное творчество

* Обучение

* Развитие музыкального восприятия

* Выступления детей

Обучение детей происходит в два этапа

- 1 этап - Донотный период – устное музицирование - формирование эмоционально – радостного ощущения от активного участия в музицировании : творческое исследование звуковых свойств инструментов, импровизационное движение, озвучивание стихов и сказок, звуковые письма, совместные выступления детей и взрослых.

- 2 этап – Знакомство с музыкальной грамотой, осознанное исполнение несложных музыкальных произведений – формирование потребности ребенка получать удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности: составление ритмических цепочек, развитие чувства ритма, как ведущего компонента музыкальности, изучение элементов музыкальной грамоты в практике музицирования, исполнение несложных песенок на металлофонах.

Общение на музыкальных занятиях по элементарному музицированию носит игровой характер. Именно игра создает атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие способности детей, их одаренность. Занятия построены по системе специальных творческих заданий, которые способствуют развитию креативности детей. Одной из важнейших черт одаренных детей является их творческий подход к делу, поэтому стержнем каждого занятия становятся свободные индивидуальные творческие проявления каждого ребенка. Рядом с творческостью идут такие качества как умственная самостоятельность, смелость мысли, удовлетворение от творчества. Дети экспериментируют со звуками, музыкальными инструментами, придумывают несложные мелодии, озвучивают стихи и музыкальные сказки.

Элементарное музицирование – это самовыражение с помощью звуков и движений, поэтому я развиваю у детей навыки активного слушания музыки. Слушать музыку и одновременно слышать ее, реагировать действием на отдельные ее элементы – в этом состоит смысл активного слушания. Современная детская педагогика не только не отвергает, но и рекомендует соединять восприятие музыки с каким – либо движением: отметить ритм, сильную долю, свободное движение в пространстве. Импровизация является лучшим средством выявления собственной неповторимости, индивидуальности, уникальности, способствует эмоциональному самовыражению и развитию творческих способностей ребенка. Для развития творческой фантазии предлагаю детям превращаться в жуков и бабочек, солнечные лучики, сказочных героев, рисовать ритмические картинки: поезд, едем на лошадке, хмурый день и озвучивать музыкальные сказки: «Упрямый медведь», «Приключение в лесу».

Дошкольники очень любят играть на детских музыкальных инструментах. Обучение игре на металлофонах и ксилофонах невозможно без изучения элементов музыкальной грамоты. Дети очень легко запоминают ноты, их местонахождение на нотном стане, если они знакомятся с ними с помощью стихов, музыкальных сказок, дидактических игр и пособий. При этом соблюдаю несколько условий: обучение от простого к сложному, игровой характер занятия, использование демонстрационного материала, быстрая смена заданий, поддерживание постоянного интереса на занятиях. Для того чтобы познакомить детей с музыкальной грамотой в живой непринужденной форме – форме игры, сценки, забавного стихотворения, я использую дидактические игры «Забавные картинки», «Нотное лото», «Веселый поезд», «Музыкальная карусель», «Нотное лото», и музыкальные сказки «Любимая нота бегемота», «ДоРеМи», «Где живут нотки?», при разработке которых учитываю особенности детского возраста.

Для развития звуковысотного, тембрового, динамического и гармонического слуха использую сказки «Про девочку Нину», «Музыкальный магазин», дидактические игры «Сколько нас поет?», «Кто в домике живет?», «Три поросенка». Для развития чувства ритма : «Сказка про лягушонка Квака», «Дружная семья», «Песенка дождя»; дидактические игры «Матрешки танцуют», «Ритмический телефон», «Узнай песенку», «Веселый мяч».

Очень важно жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Именно так рождается атмосфера сотрудничества, когда педагог вместе с детьми, для них, а не над ними. Карл Орф утверждал, что неспособных к музыке детей не существует. Дети и музыка – это единое целое, взаимопроникающая друг в друга тайна. Одни дети начинают говорить на языке музыки чуть раньше, другие чуть позже. Соответственно и результаты и достижения ребенка свои, и они не сравнимы ни с чьими другими. Страх ошибки является одним из мощных барьеров на пути становления творческих способностей и одаренности. Всегда необходимо поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы. Мотивация успеха – прежде всего психологический феномен, который влияет на успешность жизни ребенка в целом.

Систематические занятия по элементарному музицированию, с помощью специально подобранного комплекса музыкально - дидактический игр, упражнений, сказок и стихов позволяют совершенствовать развитие творческих способностей детей, их одаренности. Ребенок не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Возрастает познавательная активность, способность самопознания и самовыражения. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно судить о музыкальной одаренности дошкольника. Элементарное музицирование - это прекрасное средство развития индивидуальных способностей ребенка, его креативности, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом. Это будущее – дети, каждый из которых талантлив по – своему. Поиск и воспитание талантливых, особо одаренных детей – важный вопрос современного образования. Талантливые люди – главное богатство общества.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются.

Подвижная игра как средство развития личности ребенка Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости,.

«Элементарное музицирование». Досуг для детей подготовительной группы совместно с родителями.«Элементарное музицирование». Досуг для детей подготовительной группы совместно с родителями. ель: • формировать основы музыкальной культуры; • развивать музыкальные и творческие способности на основе способности музицирование экспромтом.

Игротерапия как средство развития личности ребенка «Игротерапия как средство развития личности ребенка Современные дети отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее,.

Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Музыкальная игра как средство развития ребенка-дошкольника Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Инженерно- техническая школа имени дважды Героя.

Программа «Элементарное музицирование» Поэтому Целью моей работы стало: Развитие музыкально-творческих способно-стей детей, через музыкально-игровую деятельность при помощи детских.

Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы ребенкаТеатрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы ребенка Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Он обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный.

Технология детского экспериментирования, как средство развития ребенка Эксперимент — планомерное проведение наблюдения. Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой.

Элементарное музицирование как мотивация взаимодействия ДОУ и семьи МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 466» городского округа Самара Подготовила: Музыкальный руководитель Васильева О. П. 2018г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементарное музицирование как средство развития одаренности ребенка
Опубликовано: 18 сентября 2018 в 11:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементарное музицирование как средство развития одаренности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Козаченко Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД