Ольга Васильева
Элементарное музицирование как мотивация взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 466» городского округа Самара
Подготовила: Музыкальный руководитель Васильева О. П.
2018г.
«Элементарное музицирование как мотивация взаимодействия ДОУ и семьи»
Содержание:…. 2
1. Актуальность…. 3
2. Формы работы музыкального руководителя с родителями:….. 3
а) родительское собрание… …. 3
б) консультации…. 3
в) праздники и развлечения…. …3
г) домашнее задание…. …4
д) клубный час…. 4
е) мастер-класс…. 5
3. Формы организации музыкальной деятельности в семье :…. 5
Публикация «Элементарное музицирование как мотивация взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
а) развлечения с использованием музыки…. 5
б) слушание музыки…. …. 5
в) домашнее музицирование…. …. 5
г) посещение концертов, спектаклей…. 6
4. Принципы взаимодействия ДОУ и семьи…. ….6
5. Перспектива на будущее…. 6
6. Список использованной литературы…. 7
1. Актуальность
Детский сад – практически первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В соответствии с требованиями ФГОС родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей - особенно актуален в наши дни.
И у нас, педагогов, сразу возникают вопросы: какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны и каковы пути их реализации. Мы считаем, что основное – это вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях
2. Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными.
а) Родительское собрание.
Это достаточно традиционная форма работы. Организация родительского собрания требует продуманности и тщательной подготовки. Они могут быть посвящены тем темам, которые наиболее актуальны в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми празднику, конкурсу и т. д. Родители оказывают помощь в перевозке детей на конкурсы и в подготовке костюмов.
б) Консультации
Эта форма не нова, но она может быть достаточно эффективной. Консультации по вопросам музыкального воспитания детей могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. В любом случае это общение должно быть очень доверительным. В ходе его родители должны почувствовать желание педагогов помочь им в воспитании ребенка и приобрести нужные знания о том, как в семье создавать необходимые условия для музыкального развития.
в) Праздники и развлечения
Совместные выступления детей и родителей на праздниках – хорошая возможность пообщаться, почувствовать себя дружной семьей, единым целым. В подготовительной группе было проведено развлечение посвященное международному дню пожилых людей, с целью привлечь внимание детей к этому дню. Дети и взрослые подготовили музыкальные номера, поздравили своих родных песнями, стихами.
При проведении таких мероприятий как «День Матери», «Международный женский день», «Масленица», взрослые принимают активное участие вместе с детьми в исполнении несложных произведений на шумовых инструментах. Так семейное музицирование помогает решать многие задачи: создает у детей радостный эмоциональный настрой, помогает установить контакт между детьми и взрослыми, углубляет эмоциональную отзывчивость, воспитывает эстетический вкус.
Большую роль в приобщение детей к народным инструментам играет семья родителей, чья профессиональная деятельность связана с фольклором. Они познакомили детей с названиями русских народных инструментов, их звучанием, с русской народной музыкой в исполнении русского народного оркестра и поиграли в народные игры.
В рамках проведения тематического мероприятия «Венок дружбы народов Поволжья» на празнике, посвященном неделе культуры Чувашии, выступала бабушка воспитанницы детского сада. Она исполнила чувашскую народную песню и познакомила детей с народными инструментами доступными для дошкольного возраста. Это шумовые, ударные инструменты: ложки, трещетки, бубны, колокольчики, колотушка, погремушки и др.
Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в их подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель всегда обсуждает с родителями участниками план проведения праздника или развлечения.
г) Домашнее задание.
Родителям, которые стесняются выступать на публике, но тоже хотят принять посильное участие в мероприятиях, можно предложить выполнять задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декорации к празднику, сделать для детского оркестра несложные музыкальные инструменты. Для музицирования родители сделали «шуршунчики» для каждого ребенка из контейнеров от киндер сюрприза и создали много различных шумелок.
Немаловажно то, что присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя. Многое из того, что родители увидят во время проведения совместных с детьми праздников и развлечений, они перенесут в свой семейный досуг.
д) Клубный час
В детском саду можно вместе с родителями провести тематический «Клубный час» по итогам проектной деятельности. Педагогам нужно организовать станции по одному из видов деятельности.
е) Педагогическая технология мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной задачи. На мастер – классе можно рассказать родителям о задачах музыкальной предметно-развивающей среды. Обучить родителей технологии изготовления шумовых музыкальных инструментов из бросового материала.
Вовлечь детей и родителей в музыкальные игры со звуком.
3. Формы организации музыкальной деятельности в семье :
а) Развлечения с использованием музыки
Совместное пение или пение взрослыми для ребенка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации («У медведя во бору», «Теремок», «Репка»); слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на дисках, и т. п.
Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.
Задача родителей - содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. Основной совет, который можно дать родителям – больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка постепенно станет потребностью.
б) Слушание музыки
В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку (диски, аудиозаписи, видео с записью музыки для детей).
создавая необходимую музыкальную среду, организуя семейный досуг.
в) Домашнее музицирование
Можно начать с музея самодельных музыкальных инструментов, постепенно расширяя его экспозицию и привлекая ребенка к посильным действиям по созданию «музыкальных инструментов» из самых разнообразных подсобных материалов - деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных на ниточки; пластиковых контейнеров из-под чипсов, киндер-сюрпризов, жестяных баночек, коробочек из-под конфет и печенья и др. Все эти емкости можно наполнить крупой, мелкими камешками, песком, и тогда они по-разному будут звучать.
Жестяные коробочки разного размера можно превратить в барабанчики. Стеклянные баночки, стаканчики тоже легко превратить в музыкальный инструмент, наполнив их водой до разного уровня, чтобы они по-разному звучали при ударе палочкой. Домашний музей можно пополнить детскими погремушками, которые удалось сохранить и которые тоже могут передавать разное звучание.
Подобные инструменты можно использовать, например, сопровождая их звучанием рассказ, сказку. Подражая родителям, дети сами смогут делать то же самое и даже сочинять свои маленькие сказки, изображая с помощью инструментов сказочных персонажей.
Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-то в семье владеет каким-либо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, играя на баяне, аккордеоне, гитаре, и любом другом инструменте.
г) Посещение концертов, спектаклей.
4. Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой общества на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. От педагога зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится педагогическое умение успокоить родителя и вместе думать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искренне желание помочь.
4. Динамичность.
Современная жизнь и ее ритм диктуют детскому саду находиться все время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогут сплотить вокруг себя родителей.
Современный федеральный государственный образовательный стандарт ДО акцентирует внимание на активном взаимодействии детского сада с семьей, что заставляет педагогов задуматься о взаимопонимании между сотрудниками и родителями воспитанников. Партнерские взаимоотношения между родителями и педагогами помогает достичь положительных результатов в воспитании дошкольников – при создании определенных условий и необходимого поиска новых форм взаимодействия детского и родителей воспитанников.
5. Перспектива
В перспективе мы продолжим взаимодействовать с семьями воспитанников, организовывать наиболее востребованные формы взаимодействия детского сада с семьей.
6. Список используемой литературы
1. Алексеева Л. Н., Тютюнникова Т. Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М. : АСТ, 2008.
2. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М. : Просвещение, 2006.
3. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
4. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М. : Творческий центр, 2010.
5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М. : Просвещение, 1994.