Татьяна Каширина
Программа «Элементарное музицирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Поэтому Целью моей работы стало: Развитие музыкально-творческих способно-стей детей, через музыкально-игровую деятельность при помощи детских музыкальных инструментов.
Задачи:
Образовательные:
- учить слышать и различать жанры музыки, передавать их в движениях, передавать содержание музыки движениями: шагать, замирать, плясать;
Развивающие:
- Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах,
развивать песенную творческую фантазию
Воспитательные:
-воспитывать интерес к музыкальной деятельности
Приемы руководства деятельностью детей:
Публикация «Программа „Элементарное музицирование“» размещена в разделах
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: пальчиковая игра «Приветствие», практическое задание со звучащими жестами: «Укрась свое имя».
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, - дать понятие "музыкант", "оркестр", загадывание музыкальных загадок, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: совершенствовать умение петь хором, и индивидуально, передавая интонацией образ персонажа песни; закреплять навыки выполнения музыкально-ритмических движений;
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Оборудование:
- музыкальный центр;
- синтезатор;
- музыкальные диски;
- бумажная клавиатура;
- набор ударных, духовых, самодельных музыкальных инструментов;
- портрет Д. Шостаковича
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Планируемые результаты: развитие у воспитанников интереса к музыкальной культуре, к миру музыкальных инструментов, умение детей действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи; расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
1. Ребёнок задаёт вопросы.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстни-кам.
5. Сопереживание.
6. Эмоционально реагирует.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание развивать песенную творческую фан-тазию, учить слы-шать и различать жанры музыки, пе-редавать их в дви-жениях, переда-вать содержание музыки движения-ми: шагать, зами-рать, плясать; Развивать интерес к музыкальным звукам.
Принимать активное участие в образовательном процессе.
Социализа-ция Практические дей-ствия с музыкаль-ными инструмен-тами Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем).
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помо-щью.
Коммуника-ция Отвечать на во-просы, учить раз-личать звучание разных инструмен-тов.
Коммуникативная игра. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,
владеть конструктивными способами взаимодей-ствия с детьми и взрослыми, (договаривается, обме-нивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, со-блюдать элементарные общепринятые нормы и пра-вила поведения.
Музыка Песня, танец, марш, вальс,
танцевальная Воспитывать эмоциональное реагирование на музы-кальные произведения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятель-ности и общении со взрослыми и сверстниками.
Чтение худо-жественной литературы Загадывание музы-кальных загадок, речевая игра Формировать умения делать выводы, умозаключе-ния.
Безопасность Воспитывать бережное отношение друг к другу и музыкальным инструментам.
План НОД
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
2. Основная часть:
Исполнение песенки-попевки. Отгадывание муз. загадок.
Пальчиковая игра «Привет»
Музыкальная игра «Узнай по ритму».
Определение жанров музыки.
Слушание музыки.
Игра в оркестре.
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Закрепление знаний о музыке.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД - 30 мин. 5 мин
22 мин
3 мин.
Ход
непосредственно образовательной деятельности
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть. Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ, обследование, выводы.
Звучит музыка «Турецкое рондо», муз. В. А. Моцарт. Дети подскоками входят в музыкальный зал, дела-ют круг и садятся на стульчики. Желательно расположить стулья по кругу.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы обратили внимание, какая красивая музыка пригласила нас сего-дня на занятие? Это замечательное произведение называется «Турецкое рондо», написал его В. А. Моцарт. А какая была музыка?
Дети: Музыка была энергичная, громкая, торжественная, светлая.
Музыкальный руководитель: А у меня сегодня такое же настроение, которое изобразил в своем произве-дении композитор, оно радостное, веселое, приподнятое, потому что я пришла сегодня в наш детский сад, встретилась с вами – такими красивыми, замечательными ребятишками.
Давайте передадим свое настроение друг другу, обменявшись рукопожатием. Ну, теперь мы получили за-ряд бодрости и можем приступать к работе.
Отгадайте загадку: Какой инструмент у каждого из вас всегда при себе? Дети: (голос).
Музыкальный руководитель: Правильно – голос. Первым инструментом у человека было его тело и го-лос. Звучащие жесты это звуки человеческого тела. Это хлопки, притопы, щелчки и разные другие звуки.
Давайте сейчас «украсим свое имя» с помощью звучащих жестов.
Проводится коммуникативная игра «Укрась свое имя»
Музыкальный руководитель: Сейчас я скажу свое имя, и вы повторите мое имя ласково. Так мы поздо-роваемся, все друг за другом, последним будет «Кирилл», а первая будет «Ирочка». Я говорю про себя свое имя «Таня» (два хлопка в ладоши). А вы, отвечаете все вместе «ласково» мое имя - «Танечка» (шлепки по коленям 3 раза) и т. д. по цепочке.
Музыкальный руководитель: Теперь, прежде чем нам начать наше занятие нужно сделать музыкальную зарядку.
Проводится Пальчиковая игра «Привет», муз. Л. Делиба «Пиццикато».
(Игра на стульчиках)
«Бегают» по руке, ноге, плечиках, голове. На акцент хлопают в ладоши, повернувшись, друг к другу и произносят «Привет» - хлопая в ладоши 2 раза
Где нет акцентов, дети выполняют мягкие движения руками.
2 ч. дети танцуют правой рукой, затем левой, а потом вместе.
Музыкальный руководитель: Замечательно! Мы с вами сделали зарядку.
Коммуникация
Художествен-ная литерату-ра
Познание
Социализация
2. Основная часть.
Исполнение песнки-попевки. Отгадыва-ние музыкальных за-гадок:
Игра «Узнай по рит-му».
Определение жанров музыки.
Слушание музыки.
Музыкальная игра «Оркестр».
Игра в оркестре.
. 1. Музыкальный руководитель: А сейчас подготовим свои голоса к пению, поиграем в игру Фруктовое рондо (фруктовый салат).
Поводится практическое задание со ЗЖ Фруктовое рондо (фруктовый салат) : Сначала муз. руководи-тель играет произведение «Ягодная полька», муз. А. Филлипенко, а дети в это время под музыку выполня-ют произвольные зж, которые включают движения: притоп, шлепки по коленям, хлопки, щелчки. Исполь-зуются удары по груди (грудная косточка, по боковым поверхностям (бедра).
Музыкальный руководитель: А теперь я придумала вам слова, принесла из дома, эти слова будут «фрку-ты» : лимон, апельсин, банан, мандарин.
Посмотрите, как мы с вами сделаем: Муз. рук. показывает:
Лимон (хлопки) о о
апельсин (шлепки по коленям) о о о
банан (хлопки) о о
мандарин (шлепки) о о о
1. Дети повторяют слова со ЗЖ.
2. Повтор под музыку (Фруктовый салат) «Полька» 1 часть.
Каждый по своему украшает музыку 2 часть.
3. Фруктовый салат с закрытыми глазами 1часть.
Каждый по своему украшает музыку 2 часть.
А теперь приготовили ручки слова будем произносить в головке про себя.
4. Без слов, только ЗЖ. 1часть. Молодцы ребята!
Результат: Разбудить в детях свободное манипулирование руками.
Проводится игра «Узнай по ритму» Разминка с Замираниями:
Музыкальный руководитель: Берет барабан, дети выстраиваются по залу произвольно, и задает вопрос:
1. Что сейчас сказал барабан? отстукивая ритм на барабане: ти-ти-ти-ти (бег).
Дети отвечают: Бежать и показывают.
Музыкальный руководитель:
2. Что сейчас сказал барабан? отстукивая ритм на барабане: та-ти-ти-та-та-та-та-та (марш).
Дети отвечают: Идти и показывают.
Музыкальный руководитель:
3. Что сейчас сказал барабан? отстукивая ритм на барабане:
та-ти-ти-та (подскоки).
Дети отвечают: Скакать и показывают.
Музыкальный руководитель:
4. И тогда барабан велит вот так: отстукивает ритм:
та-коротко, что надо делать?
Дети отвечают: Замереть.
Музыкальный руководитель: Теперь слушайте, что сказал барабан:
1. Марш (та ти-ти-ти та-та-та-та-та-та) : Дети по залу ходят шагом. Замереть: 3 раза (по разному, замереть и не шевелиться).
Музыкальный руководитель: А теперь встаем и послушаем, что барабан скажет:
2. Подскоки (та-ти-ти ти-ти ти-ти та) : Дети по залу выполняют подскоки. Замереть: 3 раза.
Музыкальный руководитель: Дает возможность отстучать ритм на барабане определенным детям (2 чел, остальные двигаются по залу.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы поиграем в игру: «Четыре импровизации»
4 разных фрагмента музыки разделены звуком «коробочки».
На паузу дети замирают в той позе, в которой застала их музыка. Это форма активного слушания музыки с помощью тела.
Движения детей не оцениваются.
Муз. рук: включает сначала спокойную музыку:
1. «Вальс» или «Менуэт» - дети спокойно двигаются по залу, придумывая свои движения, когда по-являются паузы в музыке муз. рук. дует на детей они замирают. Далее звучит та же спокойная музыка, дети двигаются и замирают.
2. Далее внезапно звучит подвижная музыка «Плясовая», дети двигаются и замирают. Звучит та же музыка повтор.
3. В конце звучит плавная музыка, дети двигаются.
Музыкальный руководитель: Это волшебник медленно пришел и всех заколдовал. Под эту музыку надо двигаться медленно, как водоросли в аквариуме, как будто мы с вами заколдованные. Повтор мелодии, да-лее звучит плясовая.
Проводится практическое задание по речевому музицированию : Речевая игра “Едем на лошадке”,
Т. Э. Тютюнниковой
Музыкальный руководитель: Берет поднос с муз. инструментами. Мы сейчас с этими инструментами по-едим в зимний лес, садится на пол, дети садятся рядом, образуя круг.
Муз. рук. : вместе с детьми: Произносит
1. Едем, едем на лошадке,
По лесной, дорожке гладкой:
Скок, скок, скок,
Скок, скок, скок.
Муз. Рук. : отдает муз. инструмент первому ребенку с п справа
2. Едем, едем на лошадке,
По лесной, дорожке гладкой:
Скок, скок, скок,
Скок, скок, скок.
Муз. рук. : А на чем мы в лес поехали, когда снег снег выпал?
Дети: на лошадке. А у лошадке, что колеса или или санки?
Дети: Санки
Муз. рук. : отдает муз. инструмент след ребенку ку и проговаривает : Дети цокают языком, (шлепки руками по коленям)
Звучит муз. инструмент: 2-х тональный Тон-Блок деревянный, остальные дети
выполняют (шлепки руками по коленям)
3. Санки скрипят, отдает Трещотку Произносят “Ш, Ш! ….”
Бубенчики звенят, отдает Бубенцы
Повтор:
Санки скрипят,
Бубенчики звенят,
Муз. рук. : А мы дальше едем
Едем, едем на лошадке,
По лесной, дорожке гладкой:
Скок, скок, скок,
Скок, скок, скок. Скок, скок, скок.
Муз. рук. : Зима наступила
ветер сегодня как шумит, достает
Ветер шумит,
отдает фонарики из ПБ
“Динь-динь!” в высоком регистре,
Звучит муз. инструмент: Трещотка
Звучит муз. инструмент: Бубенцы (полумесяц)
Звучит аккомпанемент: Тон блок
Дятел стучит,
отдает кастаньеты
Повтор:
Ветер шумит
Дятел стучит
Муз. рук. : А мы едим и едим
Едем, едем на лошадке,
По лесной, дорожке гладкой:
Скок, скок, скок,
Скок, скок, скок
. Муз. рук. : Ехали в лес, а там все замерзло и
заледенело, деревья стоят заснеженные берет муз. инстру муз. инструмент треугольник
Холод, играет на треугольнике
Стужа, играет на треугольнике
С деревьев осыпается снег, когда мы мимо мимо проезжаем достает муз. инструмент инструмент бубенцы на палочке, играет
играет снег снег пушистый кружит, кружит, отдает муз. инс инструменты следующим детям
Холод, в нижнем регистре
Стужа
снег пушистый кружит, кружит
Муз. рук. : Муз. рук. А мы едим
Едем, едем на лошадке,
По лесной, дорожке гладкой:
Скок, скок, скок,
Скок, скок, скок
Муз. рук. Смотрим, белочка сидит на дереве и о и орешки грызет, достает муз. самодельный
инструмент Киндер Яйцо с крупой, отдает след следующему
“Тук – тук. ” - в среднем,
Звучат Фонарики из ПБ
Канстаньеты
Звучит муз. инструмент: 2-х тональный Тон-Блок деревянный, остальные дети
выполняют (шлепки руками по коленям)
Произносить в низком регистре протяжно, губы трубочкой
Произносить в высоком регистре
Звучит муз. инструмент: Треугольник
Звучит муз. инструмент: Бубенцы на палочке
Звучит муз. инструмент: 2-х тональный Тон-Блок деревянный, остальные дети
выполняют (шлепки руками по коленям)
Белка на ветке
Орешки все грызет, Цок, Цок
Муз. рук. : Я один инструмент забыла вам по-лож ложить, встает и берет лист бумаги, его мнет Звучит самодельный муз. инструмент: Киндер Яйцо с крупой
“Цок! Цок!” коротко и остро,
Рыжая лисичка
Зайчишку стережет,
она притаилась, отдает следующему
М Муз. рук. А мы едим
Едем, едем на лошадке,
По лесной, дорожке гладкой:
Скок, скок, скок,
Скок, скок, скок
Муз. рук. Ехали, мы ехали и наконец доехали,
Берет муз. инструмент: Трещотка со звукоря-дом дом, отдает инструмент
С горки, ух, Произносят “У-ух!” де
ла лая глиссандо с самого верхнего звука до са-мого ниж самого нижнего
Муз. рук. : В ямку, бух “Бух!” - в нижнем ре-гистре гистре
И Все вместе поиграем Приехали
Провести повтор со всеми инструментами.
Далее дети сели на стульчики. Произносить шепотом
Звучит муз. инструмент: 2-х тональный Тон-Блок деревянный, остальные дети
выполняют (шлепки руками по коленям)
Звучит (глисанда) муз. инструмент: Трещотка со звукорядом
Звучит муз. инструмент: музыкальные тарелки
Звучат все инструменты
Проводится «песенное музицирование» на музыкальных инструментах, «Елочка», муз. М. Красева
Музыкальный руководитель: Сегодня мы будем играть на разных инструментах песню «Елочка», берет картинки бумажного пианино, что бы выучить те ноты, которые мы будем играть на металлофоне, мы воз-мем бумажные картинки и найдем на клавиатуре ноту соль. Нота соль нужна нам, что бы спеть «холодно зимой» -это ноты: соль, фа, ми, ре, до. Замечательно, берите все картиночки. Пока рассмотрите, где у нас на первом этаже нота до, на втором этаже. Поставьте пальчик, где нота до на первом этаже. А теперь споем ноту «до» на первом этаже, а теперь я сыграю ноту «до» на втором этаже. Еще раз на первом и на втором. А теперь поставьте пальчик на красный огонечек-это будет нотка «соль». А теперь смотрите, как мы с вами будем интересно петь: Маленькой елочке,
соль, фа, ми, ре, до
Из лесу елочку,
соль, фа, ми, ре, до
Музыкальный руководитель: Поставьте пальчик на ноту «соль». Повтор:
Маленькой елочке,
соль, фа, ми, ре, до
Из лесу елочку,
соль, фа, ми, ре, до (повторить 2 раза)
Бусы повесили, ( ставит музыкальную игрушку: пианино электронное)
соль, фа, ми, ре, до
Весело, весело,
соль, фа, ми, ре, до (повторить 2 раза)
Музыкальный руководитель: Я знаю, что вы все хотите сыграть на электронном пианино, но у всех не получится. «Настя» пока пройдет соберёт картинки. А мы применим считалочку: Эни бени ряба, Квинтер финтер жаба. 1-й ребенок выходит: Садится за стол, дети поют маленькой елочке, а он по нотам играет на инструменте. И так выбираются еще 3 детей по считалочке и поются остальные куплеты. Потом приглаша-ются 2 девочки на металлофоны, песня исполняется с музыкальными инструментами. Далее муз. руково-дитель подыгрывает на ксилофоне, 2 девочки на металлофонах, остальные дети подпевают. Дальше дети играют в Ансамбле: музыкального руководителя сменят 1 ребенок (играет на ксилофоне, 2 девочки оста-ются играть на металлофонах, остальные дети подпевают. Муз. руководитель подыгрывает на треугольни-ке. Замечательно!
Проводится игра: «Оркестр под фонограмму», под муз. La Bastringue. Французская нар. мелодия
Музыкальный руководитель: Берите музыкальные инструменты и становитесь в круг, поиграем в игру «Оркестр». А что такое оркестр?
Дети: когда играют много музыкантов.
Музыкальный руководитель: а кто такие музыканты?
Дети: люди, играющие на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Ну, что готовы играть в Оркестре.
Ход игры:
Музыка незатейливая и строится на варьированном повторении одной и той же мелодии. Дети стоят в кру-гу. В первой части, те дети у которых муз. инструмент бубенцы, слегка наклонившись вперед, звенят бу-бенцами. Затем, те дети у кого маракасы, также слегка наклонившись вперед, шуршат маракасами. На вто-рую часть музыки дети выполняют левой рукой шлепки об левое колено. Игра повторяется несколько раз, когда она в таком варианте освоена, можно добавить переходы по кругу через одного, на место своего соседа справа. Сначала переходят бубенцы, потом маракасы.
Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята!
Музыкальный руководитель: Мы с вами и научились играть каждый на своем инструменте, а теперь мы будем учиться играть оркестром. Но сначала мы послушаем музыку, которую будем оркестровать. Для это-го положим инструменты под стульчик и сядем удобно. (Инструменты кладут под стульчики).
Я хочу предложить вам произведение гениального композитора нашего времени Дмитрия Шостаковича (Показать портрет). У Шостаковича очень много хорошей музыки, писал он музыку и для детей. У него есть альбом под названием «Танцы кукол». Мы с вами послушаем произведение из этого альбома, которое называется «Вальс-шутка». Слово вальс означает «кружиться». Чаще всего это плавный танец. Но вальсы бывают разные: стремительные, радостные, быстрые, медленные, нежные, грустные или очень веселые, шутливые. Давайте сами определим характер этого вальса.
ДЕТИ СЛУШАЮТ «ВАЛЬС-ШУТКА» Д. Шостакович в оркестровом исполнении.
Дети: Вальс веселый, отрывистый, как будто танцуют игрушки, куклы.
Музыкальный руководитель: Вальс-шутка звучит высоко, отрывисто, прозрачно, легко, изящно, волшебно. Он очень красив. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки. А вы обратили внимание, характер музыки все время был одинаков?
Дети: Вначале музыка была легкой, тихой, потом она стала громкая, потом снова тихая.
Музыкальный руководитель: Правильно, значит в вальсе три части.
Музыкальный руководитель: Теперь давайте и мы с вами попробуем этот вальс сыграть в оркестре. (Дети берут инструменты). Но пусть сначала каждый сам, свой инструмент представит сам:
1 реб: Застучали КАСТАНЬЕТЫ, -
Вот такие крошки -
Что вмещаются в ладошке
Слышится чудесный перестук
Чики-чики-чики-тамы!
Нам бы сольные программы!" (извлекает звук
2 реб: Колокольчик – не цветок. Имеет тонкий голосок. Звенит в оркестре круглый год и никогда не устает.
3 реб: В самый сказочный момент выступает этот инструмент. Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет. Тихо, нежно звенит, будто все посеребрит. Треугольник (извлекает звук).
4 реб: Так звучит металлофон, хрустальный нежный звук. Как будто капают дождинки Динь-дон, Динь-дон (извлекает звук).
5 реб: Динь, дон, Динь, дон - слышен нежный перезвон, по брусочкам бью, дин-дон, создаю мелодий эвон.
6 реб: Звонко, весело, звучат бубенцы для вас сейчас. (извлекает звук).
1 реб: «ВАЛЬС-ШУТКА» Д. Шостакович. Дети играют вальс оркестром.
Музыкальный руководитель: По-моему, получилось отлично! Под музыку дети убирают инструменты, возвращаются на свои места. Познание
Коммуникация
Художествен-ная литерату-ра
Безопасность
Музыка
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Музыкальный руководитель: ну вот и закончилось наше замечательное занятие
. Чем вам запомнится оно? (Ответы детей.)
Рефлексия.
• Где живут музыкальные звуки?
• Что нового мы с вами сегодня узнали на занятии?
• Понравилось ли Вам играть на музыкальных инструментах?
Музыкальный руководитель: ребята, о музыкальных звуках можно говорить очень много, потому что звуки живут везде. Они окружают нас всегда и во всем. Мы с вами еще будем говорить о музыкальных звуках. А сейчас я дам вам волшебные ноты и всем кому понравилось занятие может подойти к нашей стене и повесить свои нотки на музыкальное дерево.
Дети выражают свое отношение к уроку.
Музыкальный руководитель: спасибо за работу. Давайте поблагодарим друг друга дружными аплодисментами.
Поклон, выход из зала под музыку. Коммуникация
Социализация
Длительность НОД: 30 минут.
https://www.maam.ru/detskijsad/731558/newpost.htmlh4][/h4]