Папки-передвижки

Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (часть 1)

Надежда Дерябина
Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (часть 1)

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования (8, стр. 3)

Публикация «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (часть 1)» размещена в разделах

К сожалению, в общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которое накопило человечество». Профессор кафедры психологии МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А. И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад»(14, стр. 4).

Детское экспериментирование в практике ДОУ используется ещё недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (3, стр. 3).

Н. Н. Поддьяков отмечал, что «в обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение». Им и его сотрудниками была разработана новая форма обучения детей творческому процессу познания различных объектов и явлений. Такое обучение осуществлялось путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирования. (13, стр. 10,13).

Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста, так как различные знания, в том числе и о природе, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем, а развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

1. Сущность элементарной поисковой деятельности.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательское поведение для дошкольника – один из важнейших источников получения представлений о мире. (14, стр. 3)

Одним из способов формирования исследовательского поведения детей, побуждения их к интеллектуальной активности может быть организация элементарной поисковой деятельности в процессе освоения знаний о природе.

Л. Маневцова отмечала, что организация поисковой деятельности включает в себя:

1. Выдвижение воспитателем познавательных задач, которые решаются в процессе непосредственного активного наблюдения детей, участия в элементарных опытах, в беседах эвристического характера, организуемых воспитателем;

2. Обеспечение различными приемами движения мысли ребенка от анализа факта к обобщению, к выводу, к первому маленькому «открытию». Самостоятельность ребенка в этом маленьком «открытии» пока относительна.

Кроме этого Л. Маневцова выделила этапы организации поисковой деятельности детей с целью формирования познавательной активности и познавательного отношения к природе:

1. Организация поисковой деятельности требует определенного уровня готовности детей. Для проведения поисковой деятельности необходимо, чтобы дети имели запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях природы, которые должны будут осваиваться поисковым способом. Необходимым этапом работы является подготовка детей к поисковой деятельности (вводный этап, задачи которого сводятся к следующему: накопить запас конкретных представлений, сформировать элементарную деятельность наблюдения (знакомство с разнообразными свойствами снега и льда; определение состояния погоды по различным признакам; учили различать и называть растения и т. д.). Кроме этого на данном этапе у дошкольников развивается интерес к совместным с воспитателем наблюдениям, появляются самостоятельные наблюдения, вопросы, которые направлены на установление факта (что это? кто? и т. д.)

2. Детей необходимо учить поисковой деятельности в процессе решения познавательных задач. Поэтому на следующем этапе учат детей принимать задачу, выдвигать предположения, анализировать факт или явление и выделять существенные для данного факта стороны: сопоставлять существенные стороны факта и приходить к выводу, делать маленькие открытия. На этом этапе дети усваивают связи и отношения однозначного характера, в которых следствие прямо вытекает из причин (вода замерзает при низкой температуре). Знания дети получают не в готовом виде, а в процессе опытов, наблюдений и сопровождавших их эвристических бесед. Руководство поисковой деятельностью включает ряд обязательных приемов. Познавательная задача ставится воспитателем перед детьми, когда задача принята, дети выдвигают предположения о причине явления. Суждения дошкольников противоречивы. И здесь педагог использует прием-показ противоречивости суждений и требование доказать ту или иную точку зрения, которые вызывают у детей интерес, способствуют повышению умственной активности. Некоторые дети делают обобщенные выводы, опираясь на несущественные признаки наблюдаемых фактов, на личный опыт, неправильно осознанный. В этом случае по ходу рассуждений детей нужно использовать каждое неверное суждение, в случае необходимости провести дополнительные опыты, направляя внимание детей на существенные стороны факта, и подводя их к выводу. Оказывается, что даже у тех детей, которые ранее пришли к правильному выводу, возникают сомнения, колебания: «не знаю», «наверное, не будет лепиться». Поэтому организация дополнительных опытов и эвристических рассуждений необходима. При этом очень важно использовать все ошибочные суждения и все возникающие у детей ассоциации, чтобы показать их ошибочность и постепенно привести детей к правильному выводу. Дополнительные вопросы направляют мысль и помогают решению задачи. На основе некоторых предположений дошкольников, перед ними ставится новая задача, которая вызывает новую активность и интерес.

В результате проведенной работы на данном этапе:

-у детей формируется умение решать поставленные воспитателем задачи, используя элементарную поисковую деятельность;

-развивается познавательная активность в процессе освоения природоведческих знаний;

-на фоне общей познавательной активности появляются самостоятельные наблюдения и опыты; руководство воспитателя возникающими самостоятельными опытами и наблюдениями детей заключается в создании условий для их проведения, в помощи в ходе рассуждений и в формулировке выводов.

Работа с детьми на первом этапе показывает, однако, что усвоение детьми однозначных связей не обеспечивает использование сложившихся умений к выявлению причин сходных явлений.

3. Поэтому на следующем этапе ставятся следующие задачи: сформировать у детей понимание того, что в основе ряда фактов лежит одна и та же причина; обнаруживать не только однозначные, но более сложные связи (7, стр. 38).

А. И Савенков в своих работах отмечает роль исследовательских методов обучения в развитии поисковой активности и рассматривает их как наиболее соответствующие и природе ребенка, и современным задачам обучения. В основу данных методов положена собственная исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний, преподносимых педагогом. Савенков пишет, что еще в начале 20 века Б. В. Всесвятский писал о том, что исследования влекут ребенка к наблюдениям и опытам. И то, и другое в итоге при сопоставлении и обобщении дает прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, построения прочного «дома» знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что этот процесс, отвечающий потребностям активной детской натуры, окрашен положительными эмоциями.

Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

1. Выявление проблем. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требуются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Многие ученые считают: увидеть и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Акт творчества окажется существенно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. А. И Савенков предлагает задания, которые помогут овладеть умением видеть проблемы:

-«Смотреть на мир чужими глазами». Формирует способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон. Детям читается неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег…». Затем предлагается продолжить его несколькими способами, например, от лица вороны, сидящей на дереве или зайчика в лесу.

-«Сколько значений у предмета, объекта или явления». Детям предлагается найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования какого-либо предмета.

-Наблюдение как способ выявления проблем. Проблемами для детских исследований вполне могут стать такие, как «Почему светит солнце?», «Почему играют котята? и т. д. Можно использовать задание «Наблюдение очевидного». Ребенку предлагают рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что он видит в нем интересного именно в эту минуту.

2. Учимся выдвигать гипотезы. Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Приведем несколько упражнений, позволяющих развивать способность вырабатывать гипотезы:

-При каких условиях каждый из этих предметов, объектов (ветка дерева, фрукт, птица и т. д.) будет очень полезным (или наоборот, совершенно бесполезны и даже вредны).

-Упражнения на выдвижение гипотез о том, почему детеныши животных любят играть? Весной тает снег? Одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? и т. д.

-Задания типа «Найдите возможную причину события». Например: медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

-«Птицы низко летают над землей», «на улице начал таять снег» и т. д. Необходимо высказать два самых логичных предположения и два самых логичных объяснения. Задание станет еще интереснее, если попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

-Представьте себе, что воробьи стали размером с больших орлов, слоны меньше кошек и др. Что бы произошло? (14, стр. 6-11)

3. Учимся наблюдать. Наблюдение, пожалуй, самый популярный и самый доступный метод исследования. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Для развития наблюдательности можно использовать упражнения: «Парные картинки, содержащие различия», «Найди ошибки художника», «Кто здесь спрятался?» и др.

4. Опыты и эксперименты. Они предполагают проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Эксперименты бывают и мысленные: их можно делать только в уме. Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. (16, стр. 19)

5. Учимся делать выводы и умозаключения. Дети предлагают различные выводы по проблеме, все ответы принимаются. Затем подводится итог – кто же был прав? И детей подводят к умозаключению. (15, стр. 29)

6. Как фиксировать собственные идеи. Чтобы материалы, собранные в ходе исследования, не забылись и не потерялись, их надо фиксировать. Для этого дети дошкольного возраста могут пользоваться пиктограммами. Чтобы освоить науку пиктограммного письма, дошкольники могут написать пиктографические письма друг другу. Как правило в них легко усматриваются логические связи между изображением самого символа и внешним объектом, вызвавшим ассоциацию с этим знаком. Это позволяет их легко декодировать. (16, стр. 19)

А. Н. Поддьяков выделил три причины успешного экспериментирования дошкольников:

1) наличие у детей знаний и представлений разного уровня о системах взаимодействий;

2) тенденция дошкольников к использованию комбинированных манипуляций и организации их в стратегии комбинаторного перебора;

3) особенности познавательной мотивации и целеобразования у детей при обследовании многофакторных объектов.

Он также как и Л. Маневцова, и А. И Савенков говорит о роли метода проб и ошибок или метода гипотез в развитии исследовательской деятельности детей. Он отмечает, что если объект является новым и содержит неизвестные скрытые свойства, то ребенок вынужден использовать так называемые пробующие практические действия, которые не являются ошибочными в силу отсутствия полной информации о потенциальных возможностях объекта, о четко сформулированных конкретных целях деятельности с ним и способах их достижения (10).

Таким образом, можно сделать вывод, что для организации любой элементарной поисковой деятельности, в том числе и в природе, необходимо, чтобы у детей был запас определенной информации об объектах, явлениях, предметах; возникал мотив, познавательные потребности для продолжения познания с помощью различных поисковых действий. А последовательность элементарной поисковой деятельности может быть такова: выявление проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, проверка предположения - если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось, а если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).

2. Значение экспериментирования, использования опытов как формы организации элементарной поисковой деятельности в работе с дошкольниками.

Одной из форм организации элементарной поисковой деятельности является экспериментирование, проведение опытов с различными объектами и предметами.

Н. Н. Поддьяков говорил, что детское экспериментирование - это истинно детская самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Данный период развития ребенка характеризуется высокой сензитивностью к этой деятельности, в процессе которой дети проявляют удивительную выдумку и изобретательность. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или на создание нового продукта (постройки, рисунка, сказки и т. д.). Получение новых оригинальных результатов выступает как основной мотив данной деятельности. Эта деятельность не задана ребенку заранее взрослым в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. Особенности данной деятельности позволяют предположить, что в ней достаточно четко представлен момент самодвижения, саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны, свойства объекта. Новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют построить новые, более сложные и совершенные преобразования. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели. Таким образом, данная деятельность является прекрасной моделью, на которой могут быть изучены механизмы самодвижения, саморазвития детской деятельности. Кроме этого он отмечал, что экспериментирование открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности. В поисковой деятельности находит проявление и развивается природная любознательность детей, их активное отношение к окружающей действительности, формируется наиболее действенная часть индивидуального опыта ребенка (11).

Н. Н. Поддьяков доказывает, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» (12).

О. В. Дыбина отмечает, что занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме этого опытническая деятельность обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа детской активности тесно взаимосвязаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Также О. В. Дыбина указывает на то, что данные формы поисковой деятельности обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. (3, стр. 4).

Организация и проведение опытов играет огромную роль и в процессе экологического воспитания дошкольников. Экспериментирование помогает педагогам ввести детей в мир познания природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут сознавать не только внешние стороны природных объектов и явлений, но и некоторые несложные взаимосвязи и закономерности. Показать детям такие взаимосвязи, раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений – одна из важнейших задач воспитания. И здесь как раз могут помочь опыты. Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях или объектах, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников (4, стр. 43,44).

Особенно важны опыты при ознакомлении детей с явлениями неживой природы, так как одни только наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность делать такой вывод из преднамеренного наблюдения еще несовершенна. Ознакомление с физическими явлениями дает наиболее оптимальные результаты только при целенаправленном оперировании ребенком предметами изучения, т. е. при постановке простейшего физического эксперимента. В процессе такого эксперимента внимание ребенка акцентируется на изучаемом физическом свойстве. Это приводит к приобретению навыка строго выполнять указания воспитателя, к овладению новыми средствами усвоения знаний и умений. Особенно важно, что в процессе экспериментирования ребенок приучается самостоятельно анализировать явление, находить его причину и производить простейшие умозаключения. Кроме вышеуказанного эксперимент, проведенный ребенком в процессе занятий, позволит: дать более полную информацию об изучаемом явлении или предмете; повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен дошкольникам; сделать наиболее эффективным процесс ознакомления; наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

Изучаемый предмет или явление в процессе экспериментирования выступают перед ребенком самыми разнообразными свойствами. А это оказывает положительное влияние на мыслительный процесс. При этом эксперимент, производимый ребенком, представляет собой преобразующее действие, позволяющее выяснить не только скрытые связи и свойства, но и познать объекты в их динамическом взаимодействии. Кроме того, в процессе экспериментирования получают развитие пробующие действия ребенка, совершенствуется анализ этих действий. Эксперимент учит дошкольника определенным приемам правильного решения задачи, позволяет производить многократное опробование познаваемого объекта, дает возможность познать новую область действительности. При этом познание происходит не путем навязывания ребенку какого-то объема знаний, а становится такой-же творческой формой его жизнедеятельности, как и игра. Немаловажно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность ребенка. Установление новых качественных связей и отношений предметов не только расширяет познание, но и углубляет и делает более стойким самосознание ребенка. Общеизвестно, что развитие детей не может быть достигнуто простым усвоением. Умственное развитие ребенка требует активной и творческой переработки воспринимаемого. Эта переработка осуществляется в процессе экспериментирования. Важнейший аспект самостоятельного эксперимента заключается в том, что в его основе лежит деятельность ребенка. А деятельность развивает любые способности и в том числе умственные.

Кроме всего, применение самостоятельного эксперимента в качестве метода позволит реализовать основное требование педагогики – требование активности ребенка в процессе обучения (Д/в 18, стр. 37, 38)

Таким образом, можно сделать вывод, что использование опытов при организации элементарной поисковой деятельности в работе с дошкольниками имеет большое значение для развития различных качеств личности ребенка и помогает дошкольникам получать более полную и достоверную информацию об окружающем мире, в том числе и о природе.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (часть 1)
Опубликовано: 4 марта 2020 в 10:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дерябина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД