Елена Костерина
Элементарная исследовательская деятельность детей раннего возраста через игры с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Элементарная исследовательская деятельность детей раннего возраста
через игры с песком.
Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познаёт мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда потрясает и восхищает, радует и удивляет. Сегодня у наших детей есть много современных игрушек, но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему любимое место малышей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания играм с песком уделяется большое внимание. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой, она показала, как дети, созидая, совершенствуют чувственный опыт и практически познают свойства материалов. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от другого приобретается человеком в раннем возрасте. Дети начинают познавать качества предметов и явлений окружающего мира через чувственное их восприятие, и в этом им окажут большую помощь игры с песком.
Публикация «Элементарная исследовательская деятельность детей раннего возраста через игры с песком» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.
Задача взрослых - поддержать доброе познавательное отношение малыша к миру, помочь ему познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир. Нужно предоставить ему возможность прочувствовать и пережить происходящие события. Поощрить любопытство малыша.
Цель: Развивать элементарную исследовательскую деятельность детей раннего возраста через игры с песком.
Задачи:
Образовательные задачи:
• формировать представления детей о свойствах песка;
• формировать навыки экспериментирования с песком;
• обогащать тактильный опыт детей;
• активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».
Развивающие задачи:
• развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитательные задачи:
• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
• воспитывать аккуратность;
• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Мышление ребёнка раннего возраста наглядно-действенное. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается… Ребёнок усваивает знания при условии многократного повторения. Изучение материала проходит от простого к сложному.
Воспитанники первой младшей группы задают вопросы простые: «Какое это на ощупь?», «Это холодное или тёплое?», «Разобьётся этот предмет?». Поэтому основной вид экспериментирования с детьми полутора-трёх лет — элементарный опыт. Этот вид деятельности доступен ребёнку второго года жизни и часто осуществляется стихийно: малыш уронил игрушку на стол — он услышал звук удара, целенаправленно роняет эту же игрушку на ковёр — фиксирует звук, кидает игрушку на паркетный пол — делает выводы о качестве объекта. Элементарные опыты можно проводить с детьми в уголке экспериментирования или с использованием природных материалов во время прогулок.
Простые опыты младшие дошкольники совершают в присутствии воспитателя, часто в совместных действиях. Воспитатель показывает малышам, как правильно использовать простые приборы и формы. Маленьким детям часто хочется попробовать предмет на вкус, поэтому перед педагогом первой младшей группы стоит задача обучить культуры проведения опыта, объяснить, что лизнуть или съесть можно только съедобный объект. С этой целью во время игр-экспериментов воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли лепить песок, ребята? «А есть его можно?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробовать такой пирожок хочется? Будем мы ими угощаться?».
Собственно опыты и эксперименты с детьми полутора-трёх лет должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. Воспитатель читает на досуге сказки и стихотворения, проводит подвижные игры, даёт задания для рисования или лепке таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Например, перед проведением опытов с кинетическим песком педагог обращает внимание детей на его свойства. На досуге читает сказки, проводит занятия по лепке колобков из пластилина и рисованию зернышек для курочки «Рябы» в нестандартной технике ватными палочками и акварелью.
Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает решение какой-либо проблемной ситуации. С детьми младшего дошкольного возраста исследования проводятся в совместной с педагогом деятельности. Проблемная ситуация строится чаще всего в игровой форме, воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Этап выдвижения гипотез в первой и второй младшей группах пропускается, исследование строится по плану: проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов.
Деятельность младших дошкольников в центре экспериментирования осуществляется под непрерывным контролем воспитателя: он показывает, каким способом лучше исследовать предмет (проверить прочность, сыпучесть, липкость и др.). Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка. Экспериментируя с этими веществами, дети не только формируют знания об их свойствах, но и совершенствуют сенсорное восприятие и мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжение мышц). Воспитатель организует и руководит играми-экспериментами малышей, предотвращает риск попадания песчинок в дыхательные пути.
Песок - это природный и поэтому очень приятный материал,
податливый, способный принимать разнообразные формы. Им можно играть как в групповой комнате, так и на прогулке в песочнице.
Вот некоторые варианты игр:
1) Лепим куличики и строим замки из песка;
2) Рисуем на песке:
а) на мокром песке палочкой;
б) на сухом песке пальчиками и ладошкой;
3) Играем в «Кладоискатели» (малыши закрывают глаза, а воспитатель
прячет в песке какой-либо мелкий предмет, это может быть камушек,
ракушка, палочка и т. п.);
4) Рисуем на песке следы животных;
5) Рисуем сухим песком на подносе;
6) На мокром песке хорошо получаются отпечатки, например, их
можно делать с помощью формочек для печенья или пластилина, или просто,
делать отпечатки формочками для песочных куличиков.
Действия с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей;
действия с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличиков при помощи формочек и ведёрок;
действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Для игр с песком существуют специальные пластмассовые наборы. Их
можно купить, а в случае необходимости сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные - прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Нужно показать ребенку, как можно играть с воронкой, пересыпая песок. Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Для обыгрывания построек пригодятся маленькие игрушки.
Так же для детей сейчас существует очень приятный и необычный песок. Песок этот называется кинетическим, «живым». Самое интересное-это его свойства. Они не совсем такие как у обычного песка. Он очень интересно себя ведет. Если его примять - становится плотным, при нажатии на него - распадется. Удивительно то, что этот песок никогда не высыхает. Он также совершенно не прилипает к детским ладошкам, поэтому дети охотно с ним взаимодействуют. Фигурки, которые вылеплены из этого песка прекрасно сохраняют свою форму. Одним словом, на вид это обычный песок, но свойства его совсем другие.
Трогая руками песчинки малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает любознательность и стремление к получению знаний. Проводя опыты с доступными предметами и материалами, воспитанники развивают мелкую моторику рук, восприятие различных органов чувств, память. Детское экспериментирование создаёт положительную эмоциональную атмосферу в группе и закладывает в каждом ребёнке черты исследовательского типа мышления.