Марина Гусева
Проект «Развитие познавательных процессов через игры с песком» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях, человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. Продолжительные исследования учёных последних лет доказывают, что дети способны к обучению с раннего возраста.
Темочки:
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Новые стандарты образования побуждают педагогов дополнительного образования к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми. Педагоги дошкольного образования идут в ногу со временем и, в связи с вышесказанным, был сделан выбор темы моей работы «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком». Я уверенна, что данный вид занятий является актуальным, эффективным и перспективным. Ведь игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти, творческих способностей детей.
Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Сегодня игра с песком или песочная терапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике.
В песочных играх есть мощный ресурс для развивающей и образовательной работы. Песочные игры помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Дети очень любят играть с песком. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка, который с помощью органов чувств воспринимает свойства объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение.
Исходя из вышесказанного, я определила цель и задачи.
Цель проекта : развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы, моторных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами песочных игр.
Задачи:
- развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка;
- формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);
- развитие наблюдательности, творческих способностей детей, мелкой моторики рук;
- совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков;
- формирование у детей навыков игровых действий с песком;
- гармонизация эмоционального состояния детей.
Вид проекта :
1. По количеству участников: групповой.
2. По доминирующей в проекте деятельности : игровой, исследовательский;
3. По содержанию: естественно - научный, социально-педагогический;
4. По контингенту участников: дети дошкольного возраста (подготовительная группа).
5. По характеру контактов: в рамках группы.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сроки реализации проекта-учебный год).
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели.
Задачи проекта по образовательным областям
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
1. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности.
2. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, соблюдать правила безопасного поведения во время игр с песком.
3. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость.
ОО «Познавательное развитие»
1. Развитие умения включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познания, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания (воссоздание, экспериментирование, моделирование).
3. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
4. Стимуляция творчества у детей.
5. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства,
ОО «Речевое развитие»
1. Обогащать речь детей, учить обозначать результаты сравнения словами.
2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (шесть ракушек, четыре геометрические фигуры и т. д.)
3. Развивать умение поддерживать беседу.
4. Учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать доказывать, объяснять.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развивать способность наблюдать.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, выделение характерных признаков, обобщение.
3. Формировать умение организовывать свое рабочее место, сохранять рабочее место в чистоте.
4. Совершенствовать изобразительные навыки, обогащать сенсорный опыт.
5. Развивать эстетические чувства, эмоции.
Научная новизна и отличительная особенность:
Новизной и отличительной особенностью данного проекта, является использование технологии «Игры с песком» не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развития познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Сформированность у ребёнка игровых навыков, соответствующих возрасту, умение «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.
2. Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
3. Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.
4. Совершенствование навыков коммуникации.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Содержание работы Сроки
Изучение теоретической части развития вопроса. Разработка проекта, постановка цели и задач проекта. Июнь
Подбор наглядного, дидактического материала, игр согласно комплексно – тематического принципа планирования. Создание картотеки обучающих игр.
Июль-август
Основной этап
Тема Сроки Методический приём Цель
«День знаний»
4 неделя августа – 1 неделя сентября
4 неделя августа
Беседы, объяснение, показ Развитие сенсорных (предметно-действенных, освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
Развитие детской самостоятельности и инициативы.
.
«Осень»
2-4 неделя сентября
1 неделя
сентября
Совместное создание карт безопасности Повторение с детьми правил безопасной работы с песком. Совершенствование изобразительных навыков.
2 неделя сентября
Игра «Что нового?»
Развитие произвольного внимания.
3 неделя сентября
Игра «Ребятушки-загадушки» Развитие логичности речи, сообразительности, игра учит определять предмет по его характерным признакам.
4 неделя сентября Игра «Ассоциация» Развитие речи и мышления.
«Мой город, моя страна»
1-2 неделя октября
1 неделя октября
Игра «Праздник в городе»
Развитие мышления, внимания, речи, определение пространственных направлений от себя.
2 неделя октября Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
«День народного единства»
3 неделя октября – 2 неделя ноября 3 неделя октября Задание «Нарисуй и зачеркни» Развитие слухового внимания, памяти и мышления.
4 неделя октября Игра «Да - нет, говорите»
Развитие внимания, мышления, речи.
1 неделя ноября Игра «Будь внимательным» Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
2 неделя ноября Игра «Лабиринты» Развитие у детей логики, мышления, внимания.
«Новогодний праздник»
3 неделя ноября – 4 неделя декабря
3 неделя ноября
Игра «Сладкоежки» Формирование зрительного контроля, развитие восприятия величины.
4 неделя ноября
Игра «Секретики» Совершенствование умения определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
1 неделя декабря Игра «Фантазия из песка» Развитие мышления и речи.
2 неделя декабря Игра «Там на неизведанных дорожках.» Развитие зрительного восприятия, мышления, развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.
3 неделя декабря Игра «Что исчезло?» Развитие памяти, наблюдательности.
4 неделя декабря Игра «Сказочники Песчаной страны»
Совершенствование умения детей составлять рассказы, развитие мышления и речи.
«Зима»
1 - 4 неделя января 1 неделя января Игра «Узор под диктовку» Развитие внимания, наблюдательности, ориентировки в пространстве.
2 неделя января Игра «Сочиняем рассказы и сказки» Развитие творчества, связной речи, памяти, мышления, внимания.
3 неделя января Игра «Песочные строители» Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
4 неделя января Игра «Веселые соревнования» Упражнение в согласовании движений пальцев рук со словами. Развитие у детей духа соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитание чувства сопереживания за своих товарищей, умения достойно побеждать и проигрывать.
«День защитника Отечества»
1-3 неделя февраля 1 неделя февраля
Игра «Сапер» Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, аккуратности.
2 неделя февраля Игра «Кратчайший путь» Совершенствование навыков измерения при помощи условной меры, развитие умения ориентировки на песочнице.
3 неделя февраля Игра «Кто быстрее?» Развитие мышления, памяти, закрепление образцов букв, учится составлять слова по образцу.
«Международный женский день»
4 неделя февраля –1 неделя марта 4 неделя февраля Игра «Угадайка» Развитие памяти, мышления, закрепление образцов букв.
1 неделя марта
Игра «Бусы для мамы» Развитие внимания, мышления, умение определять пространственное направление.
«Народная культура и традиции»
2-4 неделя марта 2 неделя марта
Игра «Кладоискатели» Развитие мышления и речи, совершенствовать умение определять пространственное направление.
3 неделя марта
Д/у «Веселые преобразования»
Развитие памяти, мышления, закрепление образцов букв.
4 неделя марта Игра «Ящик ощущений» Развитие тактильной памяти, внимания.
«Весна»
1-2 неделя апреля
1 неделя апреля
Игра-моделирование «Что такое горы» Дать представления о равнинах и горах, их образованиях с помощью моделирования; развитие любознательности.
2 неделя апреля Игра «Путешествие в сказочный город» Развитие образного мышления, воображения, речи.
«День Победы»
3 неделя апреля – 1 неделя мая
3 неделя апреля
Игра «Страна слов» Формирование умения составлять слова из букв, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.
4 неделя апреля
Игра «Строители на сказочном острове» Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.
1 неделя мая
Ре
Д/и «Решение логических задач» Учить детей находить по описанию местонахождение игрушки, повторять название цвета и геометрической фигуры.
«Скоро в школу»
2-4 неделя мая
2 неделя мая
Игра «Мое имя»
Формирование умения составлять слова, развитие зрительного восприятия, мышления и речи.
3 неделя мая Игра «Написание букв, слов на песке» Развитие памяти, мышления, закрепление образцов букв.
4 неделя мая
Д/у «Весёлые раскопки» Активизирование социально – эмоционального опыта детей путём расширения их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Заключительный этап
№п/п Форма работы Срок
1 Выступления на семинаре Апрель
2 Анализ и обобщение материала, составление отчётов Май