Людмила Виткова
Эксперименты с воздухом
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах. Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
-Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей.
Публикация «Эксперименты с воздухом» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
-Учить сажать семена бархатцев: сделать углубление в земле, присыпать землей, полить водой из лейки.
-Уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян,
-Закрепить знания об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло).
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
-Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, снегом, льдом, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами. Просмотр видеофильма «Земля».
Оборудование:
-полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
-стаканчики с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
-таблички с цифрами 1, 2, 3на столах для опытов.
-контейнер и земля для посадки семян,
-семена бархатцев,
-лейка с водой, грабельки.
-Интерактивная игра «Угадай, что звучит»;
-Видеофильм «Атмосфера Земли»;
-Слайды:«Планета Земля», «Чистое небо», «Экологическая катастрофа», «Органы дыхания», «Экологи», «Выхлопные газы», «Юные помощники», «Волшебная страна».
-карты-схемы посадки семян бархатцев.
Воспитатель. Ребята, станьте в круг и возьмитесь за руки.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Воспитатель. Вот мы и поприветствовали друг друга. Сегодня мы с вами займемся чем-то интересным. А чтобы узнать чем, сначала отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
- Что это?
Дети: Воздух.
– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель показывает картинку (слайд1) с изображением планеты Земля.
-Посмотрите внимательно на фото Земли, подумайте и скажите какая главная особенность нашей планеты среди других планет Солнечной системы (На нашей планете есть жизнь).
-Почему на нашей планете можно жить. (Есть воздух, вода, тепло).
-Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Я предлагаю вам посмотреть короткий фильм о нашей планете.
(Просмотр видеофильма).
-Ребята, для чего необходима атмосфера? (Атмосфера защищает Землю от избытка тепла и холода).
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Это что за потолок
То он низок, то высок
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый,
Кружевной и синий-синий. (небо)
Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку.
-Небо-толстый слой воздуха. Рассмотрите картинку неба.
(Слайд 2 с изображением чистого неба).
Звучит волшебная музыка, входит Фея.
Фея: Здравствуйте, ребята. Я Фея Воздуха, прилетела к вам на чистом пушистом облачке, но у нас высоко в небе беда- воздух стал грязным и мы, жители волшебной страны задыхаемся от пыли и грязи. Вы не знаете, от чего воздух стал грязным?
(Слайд 3 с изображением природы и дымящего завода)
Воспитатель:Давайте рассмотрим фото и подумаем, что же случилось?
-Что вы видите на картинке (На картине изображен завод. Трубы заводов выбрасывают в воздух дым, сажу).
- Какие слова можно подобрать для описания неба (Небо чёрное, дым из труб закрывает солнце).
-Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.)
-Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.)
(Чем больше растений, тем чище воздух).
- Растения- это зеленый наряд планеты, они вырабатывают кислород и поглощают пыль, ядовитые газы.
-О чем эта картина? (Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения).
-Как надо заботиться об окружающей нас природе? (Сажать молодые деревья, не вырубать ели и сосны к празднику, не ломать ветки деревьев).
- Ребята, вы всё говорите правильно. Уважаемая Фея Воздуха, мы обязательно поможем Вам.
Фея:Ребята, я уверенна, что вы поможете, жителям моей волшебной страны и у нас снова будет чистый воздух и голубое небо.
Фея уходит.
Воспитатель: А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас мы в этом убедимся.
Опыт 1. Поймаем воздух.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель. : Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Дети: Из пакета выходит воздух.
-Почему мы не видим воздух? (Он бесцветный, прозрачный).
Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель. : Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух находится вокруг нас, он невидим.
Опыт 2. Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
- Ребята, нам сегодня пригодится веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером перед лицом. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха.
Опыт3. (Воздух в человеке)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (выходят пузырьки)Воспитатель:Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаемновый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потребляет кислород и выделяет углекислый газ. Без кислорода человек не в состоянии прожить и несколько минут. (слайд 4) Организм получает кислород в процессе дыхания. К органам дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.
(Показ слайда 4 на экране).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
А сейчас давайте поиграем.
Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?
Человек может прожить:
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод:Воздух нужен, чтобы дышать.
Дыхательные упражнения. Звучит музыка релаксация «Весна».
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. (Слайд 5)
Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет) (Слайд 6)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Мы с вами тоже заботимся об окружающей природе. (Слайд 7)
-Ребята, а как мы можем помочь Фее воздуха? (Ответы детей)
- Давайте, вырастим для неё рассаду бархатцев.
Работа по схеме «Посадка семян». Составление алгоритма посадки.
Воспитатель и дети подходят к столам. На столах приготовлен инвентарь для посадки.
Воспитатель: Посмотрите на столы. Что здесь лежит? Расскажите.
Дети: Здесь есть горшочки с землей, лейка для полива, палочки, семена бархатцев.
Воспитатель: Верно. Давайте с вами рассмотрим схему «Посадка семян» и поговорим о том, как правильно посадить семена бархатцев.
Рассматривают карту-схему на магнитной доске.
1. Сначала нужно порыхлить землю и палочкой сделать лунку, чтобы посадить в неё семена.
2. Берём семена и насыпаем их в лунки понемножку.
3. Засыпаем семена землёй.
4. Поливаем семена водой из лейки.
Воспитатель: Приступайте, пожалуйста, к работе.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: ребята, какие условия необходимы для роста растений? (Свет, тепло, вода). Хорошо ли будет семенам на подоконнике? (Да).
-Мы с вами совершили добрый поступок, теперь в волшебной стране снова голубое небо и чистый воздух. (Слайд 8).
Звучит музыка, входит Фея Воздуха.
Фея Воздуха. Ребята, вы совершили чудо, в нашей волшебной стране снова чистое голубое небо и мы больше не задыхаемся. Большое Вам спасибо!
Я принесла Вам экологические знаки, расшифруйте их, и тогда сможете поиграть.
1. Ребёнок. На заводах и фабриках необходимо установить очистные сооружения, чтобы они улавливали пыль, сажу и копоть.
2. Ребёнок. Учёным разработать новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.
3. Ребёнок. В городах высаживать деревья и кустарники, а не рубить.
Воспитатель: Вы справились с заданием, подойдите, пожалуйста, к компьютеру.
Интерактивная игра «Угадай, что звучит?»
(Игра прилагается на диске).
Воспитатель: Вы отгадали все музыкальные загадки, вам полагается сюрприз. (Даёт детям сундучок). Открывает, а в нём буквы, из которых надо сложить слово – воздух.
Игра по Синквейну.
- Сегодня мы много узнали про воздух.
Скажите воздух какой? Бесцветный, невидимый, прозрачный.
Что делает воздух?Дует, защищает, двигает.
Составьте предложение со словами: мы, воздух, дышать. Мы дышим воздухом.
Сделайте вывод, что же такое воздух. Воздух – это жизнь.
Фея Воздуха. Мне было очень интересно с вами. вам тоже было интересно, тогда хлопайте в ладошки, а если было скучно – топайте ногами. Всем всё понравилось, тогда предлагаю поиграть.
Музыкальная игра «Если нравится тебе».
Фея Воздуха прощается и дарит каждому мыльные пузыри.