наталья хафизова
Проект «Эксперименты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Эксперименты с воздухом»
Паспорт проекта
1. Название проекта : «Эксперименты с воздухом».
2. Руководители: Хафизова Наталья Александровна, Груздева Наталья Сергеевна.
3. Участники проекта : воспитатель группы, воспитанники средней группы, родители.
4. Длительность проекта : среднесрочный (ноябрь)
5. Тип проекта : экспериментальный.
Публикация «Проект „Эксперименты с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
6. Актуальность проекта : недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении неживой природы - воздухе, его свойствах.
7. Цель проекта : дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.
8. Задачи проекта :
• Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными объектами неживой природы и к практическому экспериментированию с ними.
• Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
• Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
• Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
9. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта :
• Что такое воздух?
• Какой он?
• Зачем он нужен людям, животным и растениям?
• Как можно увидеть воздух?
• Как можно услышать воздух?
• Как можно почувствовать воздух?
• Имеет ли воздух силу и вес?
• Почему нам бывает жарко и холодно?
• Где живет теплый воздух, где - холодный?
10. Итог:
творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей;
оформление папки проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап: подготовительный
• Создание технической базы для детского экспериментирования, подготовка оборудования для опытов:
- воздушные шары;
- целлофановые пакеты;
- мячи;
- полоски бумаги.
• Составление перспективного плана работы с детьми (разработка конспектов, подготовка и описание опытов)
• Наблюдения на прогулке
• Консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».
• Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов
• Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
2 этап: основной
Организация исследования в рамках проекта.
Опыт № 1 «Что такое воздух?»
Воспитатель: Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод: Воздух существует!
Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух? Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: бесцветный, прозрачный.
Вывод: Он бесцветный
Опыт № 2 «Воздух в человеке»
Детям предложили подуть на полоску бумаги, а затем приложить полоску ко рту и втянуть воздух в себя. Почему полоска бумаги в первом случае отодвигается от губ, а во втором прикрепляется плотно? Это делает воздух, в первом случае он выдыхается, во втором – вдыхается. Значит, воздух живёт внутри людей.
Опыт № 3 «Можно ли поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Давайте подуем в него, приложив губы плотно к пакету. В пакет попало немного воздуха. Воздух не занял много места в пакете. А если мы подуем в него издалека? Что произойдет? Пакет полностью наполнился воздухом.
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Опыт № 4. «Какого цвета воздух?»
Воспитатель: Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. он какой?
Дети: прозрачный.
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Опыт № 5 «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: Сегодня я научу вас рисовать необычным способом! Этот способ называется «кляксография»
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем –
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Опыт № 6 «Увидим воздух»
Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой тихонько подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха)
Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет)
Почему? (дули с разной силой)
Что такое пузырьки? (это воздух)
Вывод: Значит, мы можем его увидеть?
А сейчас мы пойдём на прогулку и увидим воздух с помощью вертушек.
Воспитатель: Посмотрите, что происходит с нашими вертушками на ветру? (они вращаются)
Воспитатель: А давайте подуем на вертушки. Что происходит? (они стали вращаться ещё сильнее)
Вывод: Воздух можно увидеть
Опыт № 7 «Слышим воздух»
Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).
Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты)
А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)
Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Давайте послушаем записанные звуки природы (запись)
Воспитатель: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Опыт № 8 «Воздух в мячике»
Воспитатель: Поиграем с мячиком в прятки? Но сначала давайте рассмотрим его. Какой он? (круглый, упругий, мягкий)
Воспитатель: Давайте опустим его в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лёгкий).
Воспитатель: Давайте погрузим мяч на дно ванночки, придержите его рукой, а теперь резко отпустите. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды)
Вывод: Мяч заполнен воздухом, он лёгкий - лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.
Воспитатель: А теперь давайте сравним, какой из мячей – надутый или спущенный будет лучше прыгать.
Воспитатель: Есть ли разница?
Воспитатель: В чём причина того, что один легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: Чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
В течение всей проектной деятельности были доукомплектованы уголки в группах:
Уголок экспериментирования «Лаборатория» :
Емкости для воды разного размера, воздушные шарики, мыльные пузыри, пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, пластиковые бутылки с узким и широким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.
Уголок познавательный: Энциклопедии, карточки-схемы свойств воздуха, альбом: «Как люди используют воздух», алгоритмы выполнения опытов.
Уголок творчества: зарисовки опытов; свободное рисование по теме, изготовление вертушек, вееров.
Уголок книги: загадки, стихи, художественная литература (чтение худ. литературы:, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак, «Видел я, как ветерок…» Г. Лагздынь; чтение экологической литературы) пословицы, поговорки.
Уголок природы: Схематичное изображение теплого и холодного воздуха.
Уголок безопасности: правила безопасности в стихах при проведении опытов.
Уголок физкультуры: резиновые и надувные мячи и другие надувные спортивные игрушки, физкультминутки.
Уголок музыки: фонограмма произведения Вивальди «Ветер»
3 этап: заключительный
• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей
• Составление проектной папки