Ирина Довгаль
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Богатство нашей планеты Земля — воздух. Эксперименты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе „Богатство нашей планеты Земля — воздух, Эксперименты с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Оборудование: воздушный шарик, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, бутылочки, колпачки от фломастеров, краски, бумага, кисточки, кусок резины, тряпочки, резиновая игрушка, тарелочки с чесноком, луком, шоколадом, апельсином, лимоном, с хлебом).
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком по кругу Скажем «Здравствуйте! друг другу Нам здороваться ни лень Всем «привет» и «добрый день» Если каждый улыбнется Утро доброе начнется. -ДОБРОЕ УТРО!
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Дыхательная гимнастика:
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим. И. п. – о. с. 1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек; 2 – плавный выдох через нос.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
В: Итак, начнем проводить наши опыты:
2. Основная часть.
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Ловишки»
В: Возьмите со стола полиэтиленовые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (надулись) Что в них находится? (воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг). А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый).
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку (зубочистку) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Струйку воздуха)
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Воздух- невидимка»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: А теперь давайте немного отдохнём и сделаем физкультминутку!
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Ветер, ветер, ты могуч…»
В: Нужно подуть в баночку или бутылочку, колпачок от фломастера или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Свист, шум.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки, колпачок и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно ли почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Носики- курносики»
В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (чеснока, лука, шоколада, апельсина, лимона, свежеиспеченного хлеба).
Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух переносит различные запахи.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
В: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей)
Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети пробуют рисовать)
3. Заключительная часть.
-Итак, мы сегодня провели много опытов с воздухом. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
-Какой опыт вам показался самым интересным?
-Какой из опытов вам показался самым сложным? Легким?
-Какой опыт вы покажите дома своим родителям? (ответы детей)
-Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Организовать выставку детских рисунков «Загадочные струйки»
Наши эксперименты закончились, вы все были внимательными и очень активными. Молодцы, ребята.