Валентина Емельянова
Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет
Знания, понятия, представления о мире играют существенную роль в умственном развитии ребенка и являются своеобразной «материальной» базой на основе которой происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов.
В 5-6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Ему все интересно, его все манит, привлекает. Но ребенок пока не в состоянии глубоко и правильно осознать это и переработать поток поступающих сведений о большом мире.
Публикация «Экспериментирование — эффективный способ познания окружающего мира для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Поэтому ему надо в этом помочь. А помочь ему могут только взрослые, которые являются основным источником информации. Мы должны предоставить им возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже (если это не безопасно) пробовать на вкус объект исследования.
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она - постоянная наша спутница.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания. Можно знакомить в процессе элементарных опытов.
Опыт: поставить на картинку стакан с водой. Рассмотреть сверху картинку.
А потом поставить на то же место стакан с молоком. Что вы обнаружите? (через стакан с водой рисунок виден, а через молоко нет) (прозрачность).
Опыт: посмотреть как вода меняет свое состояние. Налить в блюдце немного воды из под крана и поставить на 2-3 часа в холод. Что получилось? (из жидкого в твердое состояние).
Опыт: положить в стакан кусочек сахара и наливать чай тоненькой струйкой, стараясь попадать только на сахар (способность растворять).
Объяснить детям, что в природе нет веществ, которые способны исчезать.
Но все вещества переходят из одного состояния в другое, смешиваются друг с другом.
Каждый опыт завершить краткой беседой, в ходе которой сделать вывод о данном свойстве воды и можно задать вопросы эколомического характера.
Например: говоря о прозрачности воды и ее способности растворять кислород, можно задавать вопросы: «могут ли рыбы и другие животные жить в молочной реке с кисельными берегами? Чего же будет не хватать для жизни?»
При ответах на эти вопросы дети, например говорили следующее: «рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в одной воде. Они бы в такой реке ничего не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в «мосты».
Знакомя со свойствами песка и глины можно провести следующие опыты:
Опыт: взять щепотку сухой глины и потереть между пальцами? Потом потереть между пальцами немного песка. Сделать вывод: что песок состоит из песчинок, а глина состоит из пылинок.
Опыт: в разные посудины отмерить равное количество песка и мелко истолченной глины. Добавить равное количество воды. Палочкой замесить тесто. Тестом наполнить 2 спичечные коробочки и оставить на некоторое время, пока содержимое высохнет.
Сравнить песочный и глиняный «кирпичики» и можно задать вопросы.
- Что быстрее высохло: песок или глина?
- Из чего получился более крепкий кирпичик?
- Что произошло с песочным кирпичиком?
Напомнить детям, что после дождя лесные и полевые тропинки просыхают по-разному. На песчаной через полчаса сухо - вода просачивается вглубь. А на глинистой даже после небольшого дождя до вечера грязь.
Во время ухода за растениями, животными можно обращать внимание ребят на то, что:
А) одни растения вы поливаете чаще, а другие реже.
Б) некоторые животные постоянно пьют воду и если какое-то время они останутся без воды, то могут погибнуть.
Предложить ребятам понаблюдать за комнатными растениями животными дома.
- Кто поливает растения?
- Сколько воды нужно?
- Кто поит собаку, кошку?
Наблюдения обсудить в детском саду.
Роль воды в жизни комнатных растений наглядно можно показать на следующем примере:
Выбрать растение, которое требует достаточно частого полива, не ухаживать за ним некоторое время. Как только заметишь первые признаки увядания, предложишь детям спасти растения.
Преложить детям полить почву, а через определенное время проанализировать изменения, которые произошли с растением (листья расправились, стебель стал упругим).
При ознакомлении детей с предметным миром можно провести игры-эксперименты, игры-опыты, (исследования, которые включают экспериментальные действия.) они позволяют решать такие задачи, как формирование умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости.
Если в младшем возрасте проводились игры-опыты, игры-эксперименты
такие, как «что звучит»,«игры с соломинкой», «что в коробке». Младшие дошкольники были увлечены самим процессом игры, поэтому предлагаемые действия были более просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать.
Для детей старшего возраста обучающие задачи игр-экспериментов усложняются : от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получив результаты - к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями. От умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета - к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (назначение, строение, функционирование)
Это игры: «мир бумаги», «мир тканей», «мир металлов»
Так, в игре «мир тканей» дети рассматривают предлагаемые ткани, отмечают наиболее явные различия их видов (цвет, структуру поверхности).
Для исследования ткани можно использовать следующий алгоритм - смять ткань и сравнить степень сминаемости, разрезать пополам каждый кусочек и сравнить насколько легко работать ножницами, опустить в емкость с водой и определить способность впитывания влаги.
Вместе с детьми оценить, кто быстрее и точнее выполнил действия алгоритма.
Победитель становится ведущим. Затем он называет общие признаки тканей, бросает мяч одному из участников - тот должен сказать, чем различаются ткани. Организовать работу с детьми нужно так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а
полноправными участниками.
Экспериментирование - это не только передача конкретных знаний, умений, навыков.
Оно позволяет быть ребенку исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие его предметы и явления с целью боле полного их познания и освоения.
В процессе экспериментирования у ребенка формируются очень важные речевые навыки, связанные с описанием ситуаций ребенок учится выражать свои мысли, делать выводы, опираясь на наглядный материал, он осваивает логические правила и алгоритмы, у него развиваются мышление, память, воображение, восприятие, внимание. Экспериментируйте со своими воспитанниками!