Светлана Михайлина
Проект по экспериментированию в старшей группе «Непоседы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экспериментированию в старшей группе «Непоседы"
Цель:
• Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
• Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
• Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента.
Публикация «Проект по экспериментированию в старшей группе „Непоседы“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать представления детей о свойствах воды, песка, снега.
• Расширять представления детей об окружающем мире.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
• Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
Актуальность проекта
Известный китайский мудрец Конфуций сказал:
То, что я слышу – забываю.
То, что я вижу – я помню.
То, что я делаю – я понимаю.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Тип проекта: Исследовательский.
Длительность проекта: Среднесрочный (4 недели).
Ожидаемый результат:
Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.
Основное оборудование мини-лаборатории:
• Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.
• Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.
• Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,
• Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.
• Красители: гуашь, акварельные краски;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.
План
I Подготовительный этап.
1. Определение цели и задач проекта.
2. Подбор основного оборудования и материала для оснащения экспериментальной деятельности.
3. Изучение литературы по теме проекта.
II Основной.
1. Выдвижение предположений.
2. Отбор способов проверки предположений.
3. Экспериментирование.
III Заключительный. Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
Начало марта.
Изучение литературы по теме экспериментирования в условиях ДОУ
Чтение энциклопедии «Почемучка».
Беседа “Что такое опыты и для чего они нужны”.
Беседа «Животворная сила воды».
Цель: сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека, вода-источник жизни, прививать бережное отношение к воде.
«Очищаем воду».
Цель: дать представление детям о том, как работают фильтры для очистки воды, рассказать о том, откуда поступает вода к нам в дом, расширение словаря-водопровод, фильтр,
«Снег и лед».
Цель: дать детям представление о свойствах снега и льда; о том, что снег и лед – это вода, в разных состояниях; посредством практических действий узнать, что тяжелее- снег или лед, что быстрее растает и в какой воде быстрее тает снег – в теплой или холодной.
Эксперимент-наблюдение «Рост луковиц в разных условиях».
Цель: Расширение представлений детей о пользе воды для всего живого; дать представление о том, что в разных условиях (в воде и без воды) одинаковые луковицы будут расти по-разному; развивать наблюдательность, любознательность.
Беседа «Можно ли пить талую воду».
Цель: Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
Экспериментирование на прогулке «Почему снег легче песка».
Цель: расширять представления детей о свойствах снега, посредством сравнения с песком дать знания о том, почему снег легче, развивать умение использовать в исследовательской деятельности лупой.
Завершение наблюдения за ростом луковиц в разных условиях.
Цель: подведение итогов, формулирование выводов, оформление альбома наблюдений- зарисовки луковиц в разный период времени.
«Свет повсюду».
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
«Воздух повсюду».
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
Почему все звучит?
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Создание картотеки опытов и экспериментов.
Внесение книг, журналов по теме проекта.
Иллюстрации.
Иллюстрации «Как попадает к нам в дом вода».
Емкости для воды, марля, вата, воронка, гуашь, вода.
Пакет со снегом, кусок льда, 2 одинаковых стаканчика.
2 стаканчика, 2 одинаковые луковицы, вода, листы бумаги по количеству детей, цветные карандаши.
2 стакана, снег, вода, лупа.
Черная бархатная бумага, лупа, 2 одинаковых стаканчика, песок.
Папка для создания альбома результатов наблюдения.
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, коробка с прорезью.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Выводы
Эксперименты были подобраны самые разнообразные, но самое главное – они интересные и привлекательные для детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
В ходе проектной деятельности у детей расширились представления об окружающем мире, о свойствах неживой природы. Появился интерес и желание заниматься исследовательской работой. Активный словарь пополнился новыми словами.
Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Здесь же находятся дневники наблюдений.
Литература:
1. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М. : ТЦ «Сфера», 2008.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М. : АРКТИ, 2008.
4. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М. : ТЦ «Сфера», 2005.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
6. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.