Ольга Чикунова
Перспективный план по экспериментированию в средней и старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми средней группы.
Месяц Тема, задачи Деятельность Используемая литература
сентябрь «Песочная страна»
- Продолжать знакомить детей с предметами неживой природы.
- Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. Проблемная ситуация
«Как получить чистый песок?»
Публикация «Перспективный план по экспериментированию в средней и старшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Строительство песочного замка.
Рисуем на песке.
«Цветной песок» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
октябрь «Воздух»
-Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
-Обратить внимание на движение воздуха. Наблюдения за вращением
вертушки, за движением флажка.
Определяем направление ветра. «Воздух работает»(флажки, вертушки)
Игры «Ветер и листочки», «Как поймать воздух»
п\ и: «Самолеты» Н. А. Рыжова «Воздух вокруг нас»
ноябрь «Свойства материалов (дерево)»
- познакомить детей с изделиями из дерева;
- изучить некоторые свойства дерева. Беседа «Из чего мы сделаны?»
(стул, стол и др.)
«Переплывём реку»
Д/и «Найди предмет из дерева».
Д/и «Хорошо-плохо».
Игра на деревянных ложках. Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
декабрь «Вода»
- Дать детям представление о плавучести предметов.
- Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»
«Меняет форму», «Какого цвета вода»
«Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая) Е. А. Дмитриева «Детское экспериментирование, карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»
январь «Может ли вода быть твёрдой?»
- Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
- Определить, что лед тает от тепла.
- Принимает форму емкости, в которой находится. Наблюдение «Замерзшая вода»
Совместный эксперимент
«Лед легче воды», «Куда исчез лед?»
«Разноцветные льдинки» Е. А. Дмитриева «Детское экспериментирование, карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»
февраль «Фокусы с магнитом»
- Познакомить детей с магнитом.
- Выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.
Беседа «Волшебный предмет»
Эксперимент «Почему скрепка движется?», «Сделаем цепочку»
«Полезные» магниты
Игра «Чей улов больше или веселая рыбалка?» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
март «Камни»
-Изучаем свойства камней.
- Называем форму камней. Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»
«Гладкий - шершавый»
Рассматривание энциклопедии камней. Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
апрель «Свет – тень»
-Познакомить с источниками света - природными и искусственными.
-Познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);
-Установить сходство тени и предмета.
-Познакомить с тенью в разное время суток. «Поймай солнечного зайчика»
«Свет бывает разный», Фокусы с фонариком «Волшебные лучи»
Наблюдение «Когда появляется тень?»
Игра «Поймай свою тень»
П/игра «День - ночь» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
май «Приборы - помощники»
- Познакомить детей с увеличительными стёклами
(лупой) «Все увидим, все узнаем»
«Поиграем с солнечным зайчиком» Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
июнь «Живые семена растений»
Создать условия для формирования у детей знаний о росте семян цветочных культур. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). «Зачем семенам вода», «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить» Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
июль «Человек и природа»
Создавать условия для изучения насекомых: бабочек, жуков, пауков. Сформировать представление о разнообразии насекомых и их значении, об особенностях строения, жизненном цикле, расширять кругозор детей. «Удивительные насекомые», «Собери насекомое», «Кто где живёт?», «Кто как передвигается?»» «Кто лишний?» Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
август «Дождик и червячок».
Продолжать создавать условия для ознакомления детей с миром насекомых; побуждать устанавливать функциональные связи между объектами и явлениями. «В гостях у дождевого червя» ,«Нужен ли кислород червяку?», «Что чувствует дождевой червяк?». Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми старшей группы.
Месяц Тема, задачи Деятельность Используемая литература
сентябрь «Приключения песчинки»
Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
Развивать познавательный интерес.
«Удивительная глина»
Познакомить детей со свойствами глины.
Сравнить свойства песка и глины. «Приключение песчинки», «Что можно слепить из сухого,а что из мокрого песка», «Как оставить след на песке», «Песчаный холм»
Презентация «Путешествие
к карьеру»
«Строим прочный дом»
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
октябрь «Удивительные звуки»
Формировать представления о характеристиках звука.
Учить сравнивать звуки.
«Что звучит?»
«Звучание стакана с водой»
Слушаем звуки природы.
Музыкальные инструменты.
Игровая ситуация «Кто там?»
Использование цифровой лаборатории «Наураша», модуль звук»
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
ноябрь Вода-волшебница»
Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека.
Продолжать знакомство со свойствами воды. Беседа: «Волшебница вода» Эксперименты : «Удивительное
вещество - вода», «Сухой из воды»
«Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь».
Трудовое поручение
«Мытье игрушек».
Просмотр презентации
«Волшебница вода». Е. А. Дмитриева «Детское экспериментирование, карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»
декабрь «Превращения воды»
Дать детям представления о том, что вода может быть в трё х состояниях: жидком, твёрдом (лёд, газообразном (пар). Совместное
экспериментирование
«Что за облако такое?»
«Освобождение
из ледяного плена»
«Почему снег греет»
Рассмотреть снежинку в лупу.
Просмотр презентации
«Три состояния воды» Е. А. Дмитриева «Детское экспериментирование, карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками»
январь «В гостях у Гвоздика и Карандаша»
Познакомить детей с понятием магнит.
Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Беседа: «Волшебные»
свойства магнита.
Эксперименты : «Как достать скрепку из воды не намочив рук», «Сила магнитов», «Какой магнит сильнее».
«Волшебный диск»,
«Притягивание к магниту
через предметы», «Компас». Использование цифровой лаборатории «Наураша», модуль «Магнит» О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
февраль «Чудеса растений»
Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему.
Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. Эксперименты : «Растения
«пьют» воду»,
«Дыхание листа»,
«Нужен ли корешкам воздух».
«Уход за растениями».
«Огород на окне».
«Как Чиполлино подружился с водой» Работа в экологическом
дневнике («Выращивание лука»). Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
март «Земля наш общий дом»
Формировать представления о планете Земля.
«Почва»
Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Рассказ воспитателя:
«Что приводит предметы
в движение?».
Беседа «Что такое глобус»
Рисование «Портрет Земли».
Эксперименты : «Вращение
Земли округ Солнца»,
«Строители почвы»,
«Сквозь песок и глину»,
«Ищем воздух в почве».
Работа в экологическом дневнике
(опыт «Какое значение имеет
почва для растений»). Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
апрель «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Беседы и рассуждения с детьми:
«Как получается свет?
Значение света в жизни человека?».
Эксперименты : «Влияние солнечного
света на жизнь на Земле», детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» : модуль – лаборатория «Свет»
«На солнце вода испаряется быстрее,
чем в тени».
Наблюдение за солнцем. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
май «Воздух - невидимка»
Дать представления об источниках загрязнения воздуха.
Формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Беседа: «Воздух -Неведимка»
Эксперименты : «Реактивный
шарик», «Расширение воздуха»
«Тяжелая газета или давление воздуха».
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа: «Чистый воздух».
Д\ и:«Свойства воздуха». Н. А. Рыжова «Воздух вокруг нас»
июнь «Живые семена растений»
Создать условия для формирования у детей знаний о росте семян цветочных культур. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). «Зачем семенам вода», «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить» Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
июль «Человек и природа»
Создавать условия для изучения насекомых: бабочек, жуков, пауков. Сформировать представление о разнообразии насекомых и их значении, об особенностях строения, жизненном цикле, расширять кругозор детей. «Удивительные насекомые», «Собери насекомое», «Кто где живёт?», «Кто как передвигается?»» «Кто лишний?» Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»
август «Дождик и червячок».
Продолжать создавать условия для ознакомления детей с миром насекомых; побуждать устанавливать функциональные связи между объектами и явлениями. «В гостях у дождевого червя» ,«Нужен ли кислород червяку?», «Что чувствует дождевой червяк?». Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду»