Николаева Татьяна Александровна
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с солью»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с солью
Цель: Познакомить детей с солью, по средствам экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить знания детей о свойствах соли.
Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.
Научить использовать соль, как средство для творчества.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Словарь: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минеральное вещество, соляная шахта, ученый, микроскоп, лупа, пробирка.
Предварительная работа: беседы «Что мы знаем о соли и её свойствах?», ее роли в жизни человека, чтение русских народных сказок «Соль», «Соль дороже золота»; загадки, пословицы, поговорки о соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».
Материал: презентация, иллюстрации по теме, микроскоп, лупа, пробирка, разные виды соли (морская, крупного и мелкого помола); халаты на каждого ребенка, одноразовые ложки и стаканчики, тарелочки с солью, прозрачные стаканы, салфетки, пипетки, заготовленный рисунок (рыбки, клей, краски, тазик, вода.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, физминутка, опыты, рассуждение.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.
А сейчас, я загадаю вам загадку: (Слайд- 2)
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты?
Дети: Соль.
Воспитатель: Правильно, это соль.
Соль, один из главных минералов на земле. Минерал – это природный камень, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. (Слайд- 3)
Мёртвое море – самое солёное в мире. (Слайд- 4)
Озеро Эльтон – самое большое по площади минеральное озеро Европы.
Озеро заполнено насыщенным солевым раствором. (Слайд- 5)
Самый соленый океан в мире – Атлантический океан. (Слайд- 6)
Соль добывают под землей, где образуются соляные горы. (Слайд- 7)
Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх. (Слайд - 8)
Воспитатель: Где люди ещё используют соль?
Где, чаще всего применяют соль?
Дети: Соль добавляют в еду. (Слайд - 9)
Воспитатель: С помощью соли консервируют овощи для длительного хранения. (Слайд - 10)
Ещё соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (Слайд - 11)
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд. (Слайд - 12)
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать.
По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей «Хлебом-солью». «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. (Слайд-13)
Соль не только приносит пользу, она может и нанести вред человеку. (Слайд-14)
Воспитатель: игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. В лабораториях работают ученые.
Ученые – это люди, которые занимается наукой, проводят опыты, исследуют разные вещи и явления. Чтобы узнать, как эти вещи устроены. (Слайд-15)
Воспитатель: Ребята, кто работает в лабораториях?
Дети: Ученые
Воспитатель: А где работают учёные?
Дети: В лаборатории
Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.
Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Закрыли глаза.
Раз, два, три - покружись и в учёных превратись. (Слайд-16)
Воспитатель: Надевайте фартуки.
Давайте посмотрим, с каким оборудованием работают ученые в лабораториях:
Лупа – это прибор, предназначенная для увеличения и наблюдения мелких предметов.
Микроскоп – это прибор, предназначенный для увеличенных более мелких изображений.
Пробирка – используется для проведения химических опытов.
Приглашаю пройти в нашу лабораторию.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт №1:
Воспитатель: – Перед вами стоят стаканчики с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты (три стаканчика соли: мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешков).
Воспитатель: Возьмите в руку лупу и посмотрим, в каком стаканчике мелкого помола, крупного и более крупного размера соль.
Соль на что похожа?
Дети: Соль похожа на зёрнышки, кристаллики, крупинки.
Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера.
Опыт №2:
Воспитатель: Из любого стаканчика наберите полную ложку соли и переверните её.
Что мы увидели?
Дети: Соль сыпучая.
Вывод: Соль сыпучая
Опыт №3:
Воспитатель: Надавим на соль сухой ложкой.
Что мы услышали?
Дети: Мы слышим хруст.
Воспитатель: При надавливании кристаллы трутся друг о друга.
Вывод: Соль твердая, хрустящая.
Опыт №4:
Воспитатель: Возьмите пипетки, наберите в них воду и капните на соль.
Что произошло?
Дети: Соль впиталась в воду.
Воспитатель: - Молодцы.
Вывод: Соль впитывает воду.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать. (Ходьба на месте)
Раз! Подняться потянуться. (Под счет дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища)
Три! В ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой)
На четыре - руки шире. (Руки в стороны)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — попрыгать поскакать. (Прыжки. Ходьба на месте.)
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
Воспитатель: - А сейчас, мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем еще много интересного.
Опыт №5:
Воспитатель: Посыпьте солью лед на тарелках. (Для эксперимента нам понадобится лед в кубиках). В каждую тарелочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим тарелочки в сторону. Вернемся к ним через несколько минут.
Опыт №6:
Воспитатель: На столе грязные чашки после чая. Нужно взять чашку, губку намочить водой, на губку насыпать немного соли и почистить, ополоснуть водой.
Чашку чистим от микробов
Мы за ними смотрим в оба
Спасем тебя мы чашка
Чумазая бедняжка.
Воспитатель: Посмотрите, чашки стали чистыми.
Вывод: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Опыт №7:
Воспитатель: А сейчас мы пройдем к другому столу.
В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать.
Что у вас произошло с солью в стакане?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Ребята, попробуйте воду на вкус.
Дети: Вода стала соленной.
Воспитатель: Давайте понюхаем, пахнет или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Изменился ли цвет воды?
Дети: Нет.
Вывод: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. Соль полностью растворилась в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Воспитатель: Молодцы.
Ребята, давайте вернёмся к нашим тарелочкам со льдом.
Те кубики, которые посыпали солью, растаяли быстрее.
Вывод: соль растворяет лёд быстрее.
Воспитатель: Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?
Дети: Чтобы люди не поскользнулись.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»
Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)
Опыт №8:
Воспитатель:
1. Возьмите листочки, где нарисованы рыбки, губку опустите в клей и промокните клеем картинку.
2. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (протрите руки салфеткой). Лишнюю соль стряхните на поднос.
3. Раскрасьте соль, прикасаясь к ней кисточкой с разными цветами жидкой краской.
4. Получились у нас яркие рыбки.
Воспитатель: Что делает краска с солью?
Дети: Разукрашивает
Воспитатель: Дождитесь полного высыхания
Вывод: С помощью соли можно делать красивые рисунки.
Воспитатель: После того как наши рыбки высохнут, мы отпустим их в соленое море. (Приклеить картинки с разукрашенными рыбками на общий плакат, где нарисован подводный мир – рыб).
Воспитатель: Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
Давайте произнесем волшебные слова, закрыли глаза.
Раз, два, три - покружись и в ребяток превратись! (Слайд-17)
Заключительная часть:
Воспитатель: С чем мы сегодня проводили опыты?
Дети: С солью.
Воспитатель: Что узнали о соли?
Дети: Соль белого цвета, состоит из кристалликов, она твердая, сыпучая и растворяется в воде, не имеет запаха.
Солью можно мыть посуду.
С помощью соли можно делать красивые рисунки.
Соль растворяет лёд быстрее.
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила.
Вы молодцы. (Слайд-18)