МААМ-картинки

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с солью»

Николаева Татьяна Александровна
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с солью»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с солью

Цель: Познакомить детей с солью, по средствам экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить знания детей о свойствах соли.

Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.

Научить использовать соль, как средство для творчества.

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Развивающие:

Темочки:

Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Словарь: каменная, поваренная, морская, кристаллы, минеральное вещество, соляная шахта, ученый, микроскоп, лупа, пробирка.

Предварительная работа: беседы «Что мы знаем о соли и её свойствах?», ее роли в жизни человека, чтение русских народных сказок «Соль», «Соль дороже золота»; загадки, пословицы, поговорки о соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус».

Материал: презентация, иллюстрации по теме, микроскоп, лупа, пробирка, разные виды соли (морская, крупного и мелкого помола); халаты на каждого ребенка, одноразовые ложки и стаканчики, тарелочки с солью, прозрачные стаканы, салфетки, пипетки, заготовленный рисунок (рыбки, клей, краски, тазик, вода.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, физминутка, опыты, рассуждение.

Ход:

Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.

А сейчас, я загадаю вам загадку: (Слайд- 2)

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты?

Дети: Соль.

Воспитатель: Правильно, это соль.

Соль, один из главных минералов на земле. Минерал – это природный камень, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. (Слайд- 3)

Мёртвое море – самое солёное в мире. (Слайд- 4)

Озеро Эльтон – самое большое по площади минеральное озеро Европы.

Озеро заполнено насыщенным солевым раствором. (Слайд- 5)

Самый соленый океан в мире – Атлантический океан. (Слайд- 6)

Соль добывают под землей, где образуются соляные горы. (Слайд- 7)

Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх. (Слайд - 8)

Воспитатель: Где люди ещё используют соль?

Где, чаще всего применяют соль?

Дети: Соль добавляют в еду. (Слайд - 9)

Воспитатель: С помощью соли консервируют овощи для длительного хранения. (Слайд - 10)

Ещё соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (Слайд - 11)

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд. (Слайд - 12)

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать.

По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей «Хлебом-солью». «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. (Слайд-13)

Соль не только приносит пользу, она может и нанести вред человеку. (Слайд-14)

Воспитатель: игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. В лабораториях работают ученые.

Ученые – это люди, которые занимается наукой, проводят опыты, исследуют разные вещи и явления. Чтобы узнать, как эти вещи устроены. (Слайд-15)

Воспитатель: Ребята, кто работает в лабораториях?

Дети: Ученые

Воспитатель: А где работают учёные?

Дети: В лаборатории

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.

Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Закрыли глаза.

Раз, два, три - покружись и в учёных превратись. (Слайд-16)

Воспитатель: Надевайте фартуки.

Давайте посмотрим, с каким оборудованием работают ученые в лабораториях:

Лупа – это прибор, предназначенная для увеличения и наблюдения мелких предметов.

Микроскоп – это прибор, предназначенный для увеличенных более мелких изображений.

Пробирка – используется для проведения химических опытов.

Приглашаю пройти в нашу лабораторию.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза;

если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыт №1:

Воспитатель: – Перед вами стоят стаканчики с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты (три стаканчика соли: мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешков).

Воспитатель: Возьмите в руку лупу и посмотрим, в каком стаканчике мелкого помола, крупного и более крупного размера соль.

Соль на что похожа?

Дети: Соль похожа на зёрнышки, кристаллики, крупинки.

Вывод: Соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера.

Опыт №2:

Воспитатель: Из любого стаканчика наберите полную ложку соли и переверните её.

Что мы увидели?

Дети: Соль сыпучая.

Вывод: Соль сыпучая

Опыт №3:

Воспитатель: Надавим на соль сухой ложкой.

Что мы услышали?

Дети: Мы слышим хруст.

Воспитатель: При надавливании кристаллы трутся друг о друга.

Вывод: Соль твердая, хрустящая.

Опыт №4:

Воспитатель: Возьмите пипетки, наберите в них воду и капните на соль.

Что произошло?

Дети: Соль впиталась в воду.

Воспитатель: - Молодцы.

Вывод: Соль впитывает воду.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать. (Ходьба на месте)

Раз! Подняться потянуться. (Под счет дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища)

Три! В ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой)

На четыре - руки шире. (Руки в стороны)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — попрыгать поскакать. (Прыжки. Ходьба на месте.)

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

Воспитатель: - А сейчас, мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем еще много интересного.

Опыт №5:

Воспитатель: Посыпьте солью лед на тарелках. (Для эксперимента нам понадобится лед в кубиках). В каждую тарелочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим тарелочки в сторону. Вернемся к ним через несколько минут.

Опыт №6:

Воспитатель: На столе грязные чашки после чая. Нужно взять чашку, губку намочить водой, на губку насыпать немного соли и почистить, ополоснуть водой.

Чашку чистим от микробов

Мы за ними смотрим в оба

Спасем тебя мы чашка

Чумазая бедняжка.

Воспитатель: Посмотрите, чашки стали чистыми.

Вывод: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Опыт №7:

Воспитатель: А сейчас мы пройдем к другому столу.

В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать.

Что у вас произошло с солью в стакане?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель: Ребята, попробуйте воду на вкус.

Дети: Вода стала соленной.

Воспитатель: Давайте понюхаем, пахнет или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Изменился ли цвет воды?

Дети: Нет.

Вывод: А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. Соль полностью растворилась в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Воспитатель: Молодцы.

Ребята, давайте вернёмся к нашим тарелочкам со льдом.

Те кубики, которые посыпали солью, растаяли быстрее.

Вывод: соль растворяет лёд быстрее.

Воспитатель: Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?

Дети: Чтобы люди не поскользнулись.

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»

Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)

Опыт №8:

Воспитатель:

1. Возьмите листочки, где нарисованы рыбки, губку опустите в клей и промокните клеем картинку.

2. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (протрите руки салфеткой). Лишнюю соль стряхните на поднос.

3. Раскрасьте соль, прикасаясь к ней кисточкой с разными цветами жидкой краской.

4. Получились у нас яркие рыбки.

Воспитатель: Что делает краска с солью?

Дети: Разукрашивает

Воспитатель: Дождитесь полного высыхания

Вывод: С помощью соли можно делать красивые рисунки.

Воспитатель: После того как наши рыбки высохнут, мы отпустим их в соленое море. (Приклеить картинки с разукрашенными рыбками на общий плакат, где нарисован подводный мир – рыб).

Воспитатель: Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

Давайте произнесем волшебные слова, закрыли глаза.

Раз, два, три - покружись и в ребяток превратись! (Слайд-17)

Заключительная часть:

Воспитатель: С чем мы сегодня проводили опыты?

Дети: С солью.

Воспитатель: Что узнали о соли?

Дети: Соль белого цвета, состоит из кристалликов, она твердая, сыпучая и растворяется в воде, не имеет запаха.

Солью можно мыть посуду.

С помощью соли можно делать красивые рисунки.

Соль растворяет лёд быстрее.

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила.

Вы молодцы. (Слайд-18)

Публикации по теме:

«Черное золото». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Черное золото» - экспериментирование в старшей группе. Цель: обогащать знания детей о родном крае. Познакомить с природным богатством нашего.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита» Токарева Д. Н. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе №2 «Радуга» «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.» Цель: развитие.

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Магнит и его удивительные свойства»Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Магнит и его удивительные свойства» ТЕМА: «МАГНИТ И ЕГО УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА» Тема: «Магнит и его удивительные свойства» Цель: создание условий для формирования основного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе. Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами».

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха» .

Конспект ОД по экспериментированию в старшей-подготовительной группе «Магнит и его свойства» Программные задачи: Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла). Актуализировать знания детей.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.

Конспект занятия по экспериментированию «Воздух» в старшей группе технологическая карта Возрастная группа: старшая Тема: воздух Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе [bКонспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе Цели: способствовать знакомству детей со свойствами песка; обучать навыкам.

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Уход за комнатными растениями» Цель: Закрепления знаний об уходе за комнатными растениями. Задачи: 1. Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности.

Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с солью»
Опубликовано: 5 октября 2019 в 20:48
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с солью»» (включая файлы) размещена пользователем Николаева Татьяна Александровна (УИ 1964094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД