Дарья Кудрявцева
Экспериментирование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя "Я - человек"
25. Для чего нужен нос?
Цели: знакомство детей с особенностями своего организма, назначением органов чувств, развитие интереса к познанию, воспитание культурно-гигиенических навыков.
Оборудование и материалы: фрукты с сильным запахом, например, апельсин, банан, ароматизированный чай, ванилин, большая и маленькая тарелочки, красивая салфетка, носовой платочек.
Техника безопасности: не пробовать на вкус чай и ванилин.
Публикация «Экспериментирование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, Часть 3» размещена в разделах
Воспитатель говорит, что сегодня Маша принесла гостинцы, показывает накрытую салфеткой тарелочку с фруктами, но дети должны угадать, чем Маша хочет их угостить. Дети закрывают глаза ладошками, воспитатель подносит к носу каждого ребенка кусочек очищенного фрукта на маленькой тарелочке, предлагает понюхать и отгадать, что так вкусно пахнет. Дети высказывают свои предположения, педагог убирает салфетку, угощает каждого ребенка кусочком фрукта, затем спрашивает, что же помогло детям отгадать Машину загадку.
Маша предлагает детям понюхать другие продукты, которые вкусно пахнут: Мишкин любимый чай и ванилин, с которым Мишка печет вкусные булочки. Затем Маша просит детей зажать пальчиками нос и попытаться почувствовать запах этих продуктов. Дети вместе с Машей делают вывод, что нос помогает нам чувствовать запахи. Маша говорит, что носики очень любят чистые носовые платочки, показывает свой красивый платочек и рассказывает детям о правилах пользования носовым платком.
26. Ушки на макушке
Цели: знакомство детей с особенностями своего организма, назначением органов чувств, развитие интереса к познанию, воспитание культурно-гигиенических навыков.
Оборудование и материалы: отрывок из мультфильма «День варенья», аудиозапись песенки из мультфильма «Маша и Медведь», различные музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, свистульки, трещотки, маракасы, деревянные ложки.
Техника безопасности: издавать с помощью музыкальных инструментов не слишком громкие звуки, не подносить их близко к уху.
Воспитатель показывает детям отрывок из мультфильма «День варенья», где уши Маши застряли в банке. Маша спрашивает детей, для чего же ей и всем детям, и взрослым нужны уши, дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает Маше и детям послушать песенку из мультфильма, во время прослушивания просит зажать уши ладошками, затем открыть, спрашивает детей, что с ними происходило. Дети с помощью воспитателя объясняют Маше, для чего нужны уши.
Воспитатель предлагает детям показать Маше, какие разные звуки могут слышать наши ушки. Каждый из детей получает музыкальный инструмент. Дети по очереди самостоятельно или с помощью воспитателя играют на инструментах, Маша пританцовывает и хвалит игру детей, воспитатель предлагает детям назвать инструмент и охарактеризовать звук, который он издает, в случае затруднений называет инструмент, повторяет его название вместе с детьми, помогает подобрать определения для звука.
27. Для чего нам глаза
Цели: продолжение знакомства детей с особенностями человеческого организма, назначением органов чувств, развитие интереса к познанию.
Оборудование: небольшие игрушки: мячик, матрешка, маленькая куколка, кубик, машинка, резиновая уточка, мягкая игрушка, кукольная чашка и т. п. по числу детей, большая корзина, платок.
Маша приходит к детям с корзинкой, накрытой платком, говорит, что принесла детям подарки. Маша просит детей по очереди закрывать глаза и на ощупь определять и называть, что находится в корзинке, затем ребенок вытаскивает игрушку и показывает остальным, дети проверяют правильность ответа. Воспитатель объясняет детям, что им так трудно было узнать любимые игрушки, потому что они их не видели, их глазки были закрыты. Маша предлагает детям еще раз закрыть глаза и прячется в корзинку, дети ищут ее. Маша спрашивает детей, какого цвета у нее глаза, затем предлагает назвать цвет глаз друг друга и рассказать, для чего нам нужны глазки.
Экспериментирование с воздухом
28. Ветерок
Цели: знакомство с явлением движения воздуха
Оборудование и материалы: вертушки, султанчики, флажки.
Маша рассказывает, что сегодня на улице сильный ветер (легкий ветерок, спрашивает детей, знают ли они, что такое ветер, залетает ли ветер к ним в группу. Во время прогулки дети обнаруживают ветер с помощью султанчиков, вертушек, флажков, в течение недели наблюдают за его силой и направлением.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за ветром на веранде, в группе. В группе дети дуют на вертушки, создавая ветер. В раздевалке, когда дети одеты на прогулку, воспитатель предлагает взять султанчики и позвать ветер в гости, открывает окно, создавая поток воздуха, затем вместе с детьми решает оставить ветер на улице и закрывает окно, поток воздуха исчезает. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что ветер – это движущийся воздух, он может быть сильным и слабым.
29. Сила ветра
Цели: знакомство с явлением движения воздуха, формирование представления о понятиях «тяжелый-легкий».
Оборудование и материалы: полоски плотной цветной бумаги и легкого картона, сундучок, небольшие предметы, различные по весу, весы без шкалы с двумя площадками.
Техника безопасности: не брать бумагу и предметы в рот.
Маша предлагает детям поиграть: достает из сундучка полоски цветной бумаги и картона, дети разрывают их на кусочки на столе, а затем дуют на них, наблюдая за их полетом. Воспитатель обращает внимание детей, что не все кусочки хорошо летают, потому что одни из них легче, а другие тяжелее.
Педагог выкладывает на стол разные предметы: кусочки ваты, комочки фольги, бумаги, перышки, сухие листочки, кубики, небольшие игрушки, карандаши, и предлагает детям подуть на них всем вместе. Дети определяют, что некоторые предметы сдуть легко, другие труднее, а некоторые совсем не получается. Воспитатель предлагает положить на весы несколько пар предметов, дети вместе с воспитателем делают вывод, что есть легкие предметы, которые хорошо летают, а есть тяжелые.
30. Поймаем воздух
Цели: обнаружение воздуха в окружающем пространстве, знакомство со свойствами воздуха.
Оборудование и материалы: небольшие прозрачные полиэтиленовые пакеты, весы без шкалы с двумя площадками.
Техника безопасности: пакеты в уголке экспериментирования должны находиться в недоступном для детей месте.
Маша сообщает детям, что Мишка рассказал ей, будто везде вокруг нас находится воздух, но Маша никакого воздуха вокруг себя не видит. Воспитатель объясняет, что воздух – невидимка, но его можно поймать. Педагог дает детям рассмотреть пустые прозрачные полиэтиленовые пакеты. Затем надувает пакеты воздухом и завязывает. Дети обследуют пакеты с воздухом внутри, помещают на весы пустой пакет и наполненный воздухом, определяют свойства воздуха: прозрачный невидимый легкий, поэтому мы его не замечаем.
31. Пузырьки
Цели: знакомство с воздухом, обнаружение воздуха внутри себя.
Оборудование и материалы: стаканчики с кипяченой водой, короткие трубочки для коктейля.
Техника безопасности: использовать кипяченую воду, так как дети могут втягивать воду через трубочку.
Маша приносит детям разноцветные трубочки для коктейля и предлагает поиграть в веселую игру: скатать шарики из бумаги и дуть на них через трубочку: чей шарик дальше улетит. Воспитатель спрашивает, что же сдвигает шарик с места. Педагог объясняет, что это воздух, который находится внутри нас, мы его вдыхаем и выдыхаем через трубочку. Воспитатель предлагает детям взять стаканчики с водой и подуть в них через трубочку, чтобы получились пузырьки. Если ребенок втягивает воду, необходимо еще раз показать образец действия с бумажным шариком. Дети наблюдают за пузырьками воздуха в стаканчиках.
32. Мыльные пузыри
Цели: знакомство с воздухом, обнаружение воздуха, формирование умения сравнивать предметы.
Оборудование и материалы: воздушные шарики, мыльный раствор, палочки с колечками на конце.
Техника безопасности: не брать в рот мыльный раствор.
Маша приносит в группу не надутый воздушный шарик и просит надуть его – это ее подарок Мишке на день рождения. Воспитатель надувает шарик, достает другой не надутый шарик и предлагает детям сравнить его с надутым. Педагог спрашивает, почему надутый шарик большой, упругий, что у него внутри. Затем предлагает Маше и детям поиграть с мыльными пузырями, которые тоже надувает воздух. Воспитатель показывает детям, как выдувать пузыри, затем спрашивает, что у них внутри, почему они становятся такие большие.
Эксперименты с красками
33. Зеленые листочки
Цели: знакомство с явлением смешивания красок и получения нового цвета
Оборудование и материалы: синяя и желтая краска, картинки с изображением весенних деревьев с зелеными листочками, палитра, кисти №5 на каждого ребенка, маленькие емкости для смешивания красок, картинки с изображением деревьев без листьев.
Техника безопасности: аккуратно обращаться с краской.
Маша приносит детям свой рисунок: дерево с синими листочками и желтое солнышко. Маше очень хочется, чтобы скорее наступила весна и на деревьях появились листочки. Дети рассматривают рисунки деревьев с зелеными листочками, воспитатель спрашивает детей, что неправильно нарисовала Маша. Оказывается, у Маши нет зеленой краски, поэтому она нарисовала синие листочки. Воспитатель говорит, что если есть синяя краска и желтая, которой Маша нарисовала солнышко, то можно получить зеленую краску.
Педагог смешивает на палитре синюю и желтую краску, показывает получившийся цвет. Дети берут баночки с синей краской, воспитатель добавляет туда немного желтой, предлагает детям размешать краску и нарисовать листочки на деревьях, назвать получившийся цвет.
34. Радуга
Цели: знакомство с явление смешивания красок и появления новых цветов, развитие умения различать и называть цвета, умения видеть красоту явлений природы.
Оборудование и материалы: небольшие листочки плотной бумаги, большой лист с изображением радуги, небольшие баночки для смешивания красок, кисти, палочки для перемешивания краски, синяя, красная, желтая и белая гуашь.
Техника безопасности: не брать краску в рот, вымыть руки после проведения эксперимента.
Маша рассказывает, что видела радугу, она такая красивая, разноцветная. Воспитатель показывает изображение радуги. Маша хочет нарисовать радугу, но у нее мало красок. Дети называют цвета Машиных красок: красная, синяя, желтая, белая. Воспитатель говорит, что этого достаточно, чтобы нарисовать радугу, краски могут подружиться, и тогда появятся новые цвета. Воспитатель дает каждому ребенку баночку с небольшим количеством краски, предлагает добавить другую краску, перемешать и порисовать получившейся краской (воспитатель подбирает нужное сочетание красок (красный + желтый, желтый + синий, синий + белый, красный + синий). Воспитатель предлагает детям назвать новые цвета, затем дети вместе с воспитателем рисуют большую радугу, повторяя названия цветов, и тех красок, которые смешивали для их получения.
Экспериментирование с растениями
35. Лучок
Цели: знакомство с жизнью растения, формирование представления о наличии и назначении корней, формирование внимательного и бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: стаканчики-непроливайки для рисования, луковицы.
Техника безопасности: пробовать лук только с разрешения воспитателя.
Маша приносит детям луковицу и спрашивает, что же это такое. Воспитатель говорит, что дети правильно угадали, это луковица, но знают ли они, что луковица живая? Педагог дает каждому ребенку луковицу, дети рассматривают ее и описывают вместе с воспитателем: круглая, твердая, гладкая, покрыта шелухой. Воспитатель показывает, что у луковицы есть верх, откуда растет зеленый лучок, и донце, откуда растут корешки, луковицу надо сажать донцем вниз.
Дети набирают воду в стаканчики и помещают луковицы в углубление в крышке. Воспитатель объясняет, что донце луковицы должно быть в воде, чтобы луковица ожила, ей нужна вода. Луковице нужен свет, дети ставят стаканчики на подоконник. Затем дети с воспитателем наблюдают за появлением корешков и зелени, воспитатель зарисовывает или фотографирует этапы прорастания луковицы, размещая изображения на магнитной доске.
Педагог предлагает детям попробовать зеленый лучок и вспомнить, что понадобилось луковице, чтобы она ожила.
36. Домики для листочков
Цели: знакомство с жизнью растения, формирование умения наблюдать явления природы
Оборудование и материалы: ваза с водой, ветки дерева или кустарника с почками.
Техника безопасности: не использовать колючие кустарники
Маша приносит ветки дерева с почками. Она спрашивает, когда же наконец появятся листочки и где они прячутся зимой. Воспитатель показывает детям почки и рассказывает, что это домики, в которых всю зиму спят листочки. Если веточки будут в тепле, листочки проснутся и выйдут из домиков. Воспитатель ставит веточки в вазу, дети в течение месяца наблюдают за тем, как просыпаются листочки, выбираются из домиков, растут.
37. Росток
Цели: знакомство с жизнью растения, развитие умения наблюдать природу, формирование бережного отношения к растениям.
Оборудование и материалы: два небольших горшочек с землей, семена быстрорастущего цветка, например, однолетнего бальзамина.
Техника безопасности: не трогать лицо грязными руками, вымыть руки после проведения эксперимента.
Маша приносит семена и спрашивает детей, что же это. Воспитатель говорит, что это цветы, дети не верят. Воспитатель предлагает посадить семечки в горшочки с землей, рассказывая, что цветку нужна земля, вода, свет и тепло. Один горшочек дети по очереди поливают, воспитатель фотографирует появившийся росток, выставляя фотографии на магнитной доске. Второй горшочек не поливают, воспитатель спрашивает детей, почему там не появился росток. Дети вместе с воспитателем делают вывод, что растению нужна вода, изучают части растения : стебель, листья, цветки, можно извлечь одно растение из земли и показать корни.
Экспериментирование с предметами
38. Разные колеса
Цели: знакомство со свойствами предметов круглой формы, развитие представления о величине, умения обследовать предмет и выявлять его свойства.
Оборудование и материалы: грузовая машинка, на оси которой надеты разные колеса, коробка с несколькими колесами, в том числе и от этой машины, шишки, тачка с кубиком вместо колеса; игрушки: белка, петушок, лягушка, ежик, муха, мишка.
Техника безопасности: аккуратно обращаться с осями машинки.
Маша просит детей помочь Белке заготовить шишки на зиму. Петушок, Лягушка, Ежик и Муха тоже решили помочь. Они насобирали шишек и решили перевезти их на машинке, которую нашли в лесу. Но машинка плохо едет и все шишки высыпаются. Звери не могут понять, в чем дело. Дети подсказывают, что у машинки разные колеса. Воспитатель предлагает починить машинку, дети находят в коробке колеса нужного размера, с помощью воспитателя заменяют колеса на машинке. Дети собирают рассыпавшиеся шишки и везут белке.
Мишка тоже хочет помочь белке, он сделал тележку, но тележка плохо едет. Дети обследуют тележку и обнаруживают кубик вместо колеса. Воспитатель предлагает прокатить по ковру шарики и кубики. Дети катают и убеждаются, что шарики катятся хорошо и далеко, а кубики катаются плохо, им мешают уголочки. Дети с помощью воспитателя делают вывод, почему колеса у машин всегда круглые, а не квадратные, и все одинаковые.
39. Театр теней.
Цели: Знакомство детей со свойствами света и тени, развитие наблюдательности.
Оборудование и материалы: лампа, белый экран.
Техника безопасности: не прикасаться к лампе, она может нагреваться.
Воспитатель держит Машу так, чтобы тень от нее падала на стол. Маша спрашивает детей, что это такое серое на столе, двигается с ней вместе. Дети вместе с воспитателем объясняют Маше, что это ее тень. Маша спрашивает, откуда она взялась. Воспитатель предлагает показать Маше, откуда берется тень. Показывает теневой театр, демонстрирует на экране тень Маши, предлагает детям поиграть в тени.
Неделя «Волшебница-вода»
40. Волшебный песок
Цели: расширение представления о свойствах знакомых веществ, формирование умения сравнивать вещества.
Оборудование и материалы: емкости с речным и сахарным песком, по два стаканчика с водой, ложечки, увеличительные стекла.
Техника безопасности: не пробовать воду с песком.
Маша спрашивает детей, чем отличается песок в песочнице и сахарный песок в сахарнице. Воспитатель предлагает увидеть все своими глазами.
Воспитатель предлагает детям потрогать песок и спрашивает: мягкий он или твердый. Затем предлагает насыпать немного песка на ладошку и потереть его пальчиком, почувствовать, как песок колет ладошку. Воспитатель спрашивает, мягкие песчинки или твердые и как из твердых песчинок получается мягкий песок. Педагог подводит детей к выводу, что в песке очень много песчинок, поэтому он кажется мягким, затем предлагает рассмотреть песок через увеличительное стекло, и увидеть, что он состоит из маленьких камешков.
Дети насыпают немного песка в стаканчик с водой, размешивают ложечкой и наблюдают, как песок оседает на дно.
Затем рассматривают через лупу сахарный песок, насыпают в стаканчики с водой и размешивают, наблюдают, как растворяется сахар. Дети сравнивают речной песок и сахарный, с помощью воспитателя делают вывод о их сходстве и различии.
41. Маша варит кашу
Цели: развитие представления о растворимости веществ в воде, умения определять и называть свойства веществ.
Оборудование и материалы: прозрачные стаканчики с теплой водой, две одинаковые банки с солью и сахаром, маленькие чашечки с солью и сахаром на каждого ребенка, небольшие пластмассовые баночки с крупой, ложечки.
Техника безопасности: пробовать вещества только с разрешения воспитателя, не брать в рот крупу, в целях безопасности лучше использовать кипяченую воду.
Маша хочет сварить кашу, но никогда раньше этого не делала. Воспитатель подсказывает, что для каши нужна вода, крупа, сахар и соль. У каждого ребенка прозрачный стаканчик с водой. Воспитатель спрашивает, какая вода.
Педагог показывает детям две одинаковые баночки с солью и сахаром. Дети рассматривают соль и сахар, сравнивают между собой. Воспитатель предлагает определить, где соль, а где сахар, дает детям попробовать сахар, спрашивает, какой вкус они чувствуют. Дети добавляют в воду ложечку сахара в воду, наблюдают, что сахар исчезает – растворяется. Затем добавляют соль, наблюдают, как она растворяется.
Дети рассматривают крупу, определяют, какая она на ощупь, ее цвет и запах, добавляют крупу в воду, размешивают и наблюдают, что крупа не растворяется в воде. Вместе с воспитателем дети делают вывод, что некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые нет.
42. Большая стирка
Цели: формирование представления о явлениях намокания и высыхания, образования пены.
Оборудование и материалы: маленький и среднего размера тазик с теплой водой, жидкое мыло, платочек, тканевые салфетки, натянутая между двумя стульчиками веревочка, прищепки.
Техника безопасности: не брать в рот мыльную воду.
Маша хочет помочь Мишке, и сама постирать платочек, который она запачкала, но Маша не умеет стирать. Воспитатель предлагает помочь Маше. Добавляет в маленький тазик жидкое мыло, дети по очереди взбивают пену, наблюдают за ней. Воспитатель стирает машин платочек, дети стирают салфетки, наблюдают за намоканием ткани, затем полощут салфетки в другом тазу с водой, выжимают и развешивают на веревочку, зацепляя прищепками. Дети наблюдают за высыханием салфеток.
43. Кораблики
Цели: закрепление ранее изученных свойств предметов: плавучесть, намокание; изучение способности воды и воздуха приводить предмет в движение, развитие способности делать предположения и выводы, основываясь на известных свойствах предметов и материалов.
Оборудование и материалы: большой таз с водой, кораблики из бумаги, пластмассы и дерева.
Техника безопасности: закатать рукава, аккуратно обращаться с водой.
Маша рассказывает детям, что сегодня ходила пускать кораблик в ручье, но ее кораблик сначала поплыл, а потом стал тонуть и ушел под воду. Воспитатель предлагает детям выяснить, что же случилось с корабликом Маши. Педагог спрашивает, из чего Маша сделала кораблик, выясняет, что из бумаги. Воспитатель раздает детям бумажные кораблики и предлагает пустить их в таз с водой и посмотреть, что с ними будет. Дети наблюдают, как намокают кораблики, с помощью педагога называют это явление. Затем дети опускают деревянные и пластмассовые кораблики в воду и наблюдают за их состоянием, с помощью «ветра» и «волн» пытаются привести кораблики в движение. Дети с помощью педагога делают вывод, что пластмассовые и деревянные кораблики не намокают. Маше дарят один кораблик. Игра может быть продолжена на прогулке.
44. Как появляется дождик
Цели: формирование представления о том, что дождь состоит из капелек воды, развитие интереса к экспериментированию и наблюдению явлений природы.
Оборудование и материалы: термос с кипятком, стеклянная банка, пластмассовая грелка со льдом, листы бумаги формата А4, синяя гуашь, кисточки или поролоновые губки.
Техника безопасности: воспитатель работает с кипятком вне досягаемости детей.
Маша спрашивает детей: откуда же берется дождик? Воспитатель предлагает сделать дождик прямо в группе. Наливает кипяток из термоса в банку (дети находятся на безопасном расстоянии) и накрывает банку грелкой со льдом. В банке сгущается пар – облако, на грелке появляются капельки воды – идет дождик.
Затем воспитатель предлагает детям кисточками или поролоном нанести пятна синей гуаши на листы бумаги. В дождливую погоду листы можно вынести на улицу под дождь, если дождя нет, можно сделать дождик – побрызгать листы из пульверизатора. Дети наблюдают капли дождя на бумаге, как расплывается краска под дождем. Листы с расплывшейся краской подсушиваются, воспитатель помогает детям дорисовать получившиеся кляксы, чтобы получились забавные фигурки. Дети вместе с воспитателем делают вывод, что дождь – это капельки воды.
Экспериментирование с растениями
45. Пьют ли растения воду
Цели: знакомство с жизнью растения, формирование бережного отношения к растениям
Оборудование и материалы: два черенка бальзамина, стаканчики, пищевой краситель.
Техника безопасности: с красителем работает только воспитатель.
Маша рассказывает, что она забывала поливать мамин любимый цветок, и он совсем засох. Маша не знала, что без воды растение может погибнуть. Воспитатель рассказывает, что цветы пьют воду, поэтому поливать их нужно обязательно. Педагог растворяет в одном из стаканчиков с водой пищевой краситель, ставит туда черенок бальзамина, а другой в чистую воду. Через несколько дней дети могут наблюдать изменение цвета листьев черенка, который пьет цветную воду. Воспитатель объясняет, что сорванные растения без воды быстро погибают, поэтому не следует их срывать во время прогулки, а сорванные цветы надо ставить в воду.
46. Нужен ли растениям свет
Цели: знакомство с жизнью растения, развитие бережного и внимательного отношения к природе.
Оборудование и материалы: горшок с цветущей геранью, комнатное растение с большими листьями насыщенного цвета, лист плотного темного картона, лейки, рукавички из махровой ткани.
Техника безопасности: растение располагается так, чтобы дети не могли уронить его.
Маша за неделю до начала эксперимента ставит на окно горшочек с цветущей геранью. Придя в группу, Маша обнаруживает, что все листья герани повернуты к окну. Маша спрашивает, почему герань поворачивается к окошку, может, ей скучно, и она смотрит в окно? Воспитатель объясняет, что растению нужен свет, берет горшок с другим растением и закрывает несколько листочков плотным картоном с помощью скрепок. Через несколько дней педагог снимает картон и предлагает сравнить листья, которые были закрыты, с остальными. Воспитатель объясняет, что листочки стали бледными, потому что им плохо без света, но если они побудут на солнышке, то снова поправятся и станут зелеными. Дети вместе с воспитателем ухаживают за растениями в группе: поливают, протирают листочки рукавичками.