МААМ-картинки

Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» (средняя группа)

Ольга Потапова
Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира»

(4–5 лет)

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Срок реализации проекта: сентябрь 2018 года – май 2019 года.

Целевая аудитория: педагоги, воспитанники средней группы и их родители.

Актуальность.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Публикация «Проект „Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира“ (средняя группа)» размещена в разделах

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается его познавательная активность.

Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

3. Выявить уровень развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

4. Создать необходимые условия для формирования у детей познавательного интереса

5. Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

6. Знакомить воспитанников со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т. д.).

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

8. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

10. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.

Гипотеза:

Систематическое использование методов познавательно – исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей, а значит высокому уровню подготовки детей к школе.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения у детей к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

4. Сформированность коммуникативных навыков.

5. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Методы и приемы работы с детьми:

- практические (опыты, эксперименты);

- наглядные (модели, схемы и т. д.);

- словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2011 г.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.

3. «Организация опытно-эксперименальной работы в ДОУ», выпуск 1. / сост. Н. В Нищева, 2013г.

4. «Организация опытно-эксперименальной работы в ДОУ», выпуск 2. / сост. Н. В Нищева, 2013г.

5. «Воздух – невидимка», Рыжова Н. А., 1998 г.

6. «Игры – эксперименты с дошкольниками», В. А. Деркунская, 2013 г.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

- оформление «детской лаборатории» в группе.

I Подготовительный этап.

1. Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег)

2. Определение темы, целей и задач, прогнозирование результата, разработка плана по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями

3. Подбор диагностики детей по теме, диагностика.

4. Подборка опытов, художественных произведений, дидактических игр по данной теме

II Основной этап реализации проекта.

1. Реализация плана по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений

2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач:

- Анкета для родителей по вопросам опытно-экспериментальной деятельности

- Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование».

- Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

- Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

• Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

• Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

• Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

III Заключительный этап.

1. Подведение итогов работы над проектом

2. Мониторинг качества освоения материала детьми

3. Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по

проекту.

4. Оформление фотовыставки для родителей «Юные исследователи».

План реализации проекта

сентябрь

Постановка цели и задач проекта.

Наметить пути решения проблемы.

Изучение литературы, подбор методического и практического материала.

Найти эффективные способы реализации проекта.

Разработка плана реализации проекта.

Диагностика детей.

Получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Октябрь

Игра-путешествие «Путешествие в город предметов личной гигиены»

Задачи: Обратить внимание детей на предметы личной гигиены, проверить знания об их необходимости и умения использовать их.

Беседа «Знакомство с мылом»

Задачи: Познакомить детей с различной консистенцией (твердое, жидкое, видами мыла (туалетное, хозяйственное). Дать представление о том, что мыло бывает разное по форме.

Опыт «Чистящее и моющее свойства мыла. Стирка кукольной одежды и купание кукол.

Задачи: Дать детям представление о чистящем свойстве мыла.

Опыт «Пенообразующее свойство мыла. Пускаем мыльные пузыри»

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами мыла. Дать представление о том, что мыло хорошо пенится и это можно использовать в игровой деятельности. Развивать познавательный интерес детей.

Ноябрь

Опыт «Зачем зайчику другая шубка?»

Задачи: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Опыт «Кто живет в воде?»

Задачи: Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Опыт «Волшебная кисточка»

Задачи: Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет – из красной и синей красок.

Опыт «Окрашивание воды»

Задачи: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Декабрь

Опыт «Изготовление цветных льдинок»

Задачи: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Опыт «Взаимодействие воды и снега»

Задачи: Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед или снег, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость.

Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Задачи: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла)

Опыт «Как согреть руки?»

Задачи: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Январь

Опыт «Волшебные лучи»

Задачи: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленность от него.

Опыт «Теневой театр»

Задачи: Узнать об образовании тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Опыт «Где быстрее?

Задачи: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед – вода, вода – лед).

Февраль

Опыт «Что в пакете?»

Задачи: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды)

Опыт «Поиск воздуха»

Задачи:Обнаружить воздух

Опыт «Ветер»

Задачи:Выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.

Опыт «Откуда берется голос?»

Задачи:Понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов чувств.

Март

Опыт «Металл, его качества и свойства»

Задачи: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства.

Опыт «Резина, ее качества и свойства»

Задачи: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определить ее качества и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Опыт «Пластмасса, ее качества и свойства»

Задачи: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества и свойства.

Опыт «Очистим воду»

Задачи: Познакомить детей со способом очистки воды – фильтрацией

Апрель

Опыт «Где прячутся детки?»

Задачи: Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Опыт «Воздух в почве»

Задачи:Показать, что в почве есть воздух.

Опыт «Загадочная бумага»

Задачи: Узнать, может ли бумага служить мостом.

Опыт «Игрушки из бумаги»

Задачи:Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую

действительность.

Май

Опыт «Волшебный волчок»

Задачи:Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, голубого.

Опыт «Волшебный театр»

Задачи: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Публикации по теме:

Эксперимент как средство познания окружающего мира Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 233» План по самообразованию педагога Воскресенской Екатерины Николаевны.

Индивидуальный план «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Шалинский детский сад «Тургай» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.

Консультация для педагогов «Метод проектов — как средство познания окружающего мира» Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость.

Опыт работы по теме «Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира» Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи.

Экспериментальная деятельность как способ познания окружающего мира «Экспериментальная деятельность как способ познания окружающего мира» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и.

Самообразование на тему «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» Цель : Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений.

Презентация «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие.

Экспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возрастаЭкспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возраста Кадый ребенок -маленький исследователь. Любопытство, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и эксперементировать побудило.

Экспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мираЭкспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира В предыдущей публикации я рассказывала вам, дорогие читатели моего блога, о нашем открытом занятии по экспериментированию. Этому занятию.

Элементарная исследовательская деятельность детей младшего возраста как средство познания окружающего мира Ребенок, появившийся на свет - уже исследователь. Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» (средняя группа)
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 20:16
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира» (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Потапова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД