Светлана Сергеевна Нестерова
Экспериментирование как один из способов формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. слайд. Заголовок
2 слайд. Формирование естественнонаучных представлений у дошкольников, является особенно актуальным т. к. они закладывают основу миропонимания.
Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.
Публикация «Экспериментирование как один из способов формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Естественно - научная грамотность - это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
3 слайд.
Цель экспериментирования — Развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
4 слайд. Дети хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть и попробовать на вкус. Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь и т. д. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребенка. В результате нее ребенок-дошкольник учится общаться со взрослыми и сверстниками, а также делать выводы. Детям становится интересно, только тогда, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
6 слайд. Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
7 слайд.
В процессе детского экспериментирования дети учатся
- Видеть и выделять проблему
– Принимать и ставить цель
– Анализировать объект или явление
– Выделять существенные признаки, связи
– Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
– Отбирать материал для самостоятельной деятельности
– Делать выводы
8 слайд. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
9 слайд. Основная задача ДОУ — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Развивающую среду в группе.
Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования.
У нас в группе созданы такие мини-лаборатории, где мы проводим исследования. Здесь могут быть собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ.
Здесь размещены различные материалы для исследований:
1. образцы песка, глины, чернозема; камни (галька, гравий, керамзит);
2. мел, резина;
3. семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.,
4. гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
5. хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
6. соль, сахар, лимонная кислота; и т. д
Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: микроскоп, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы. Уголок экспериментирования постоянно пополняется чем то новым.
10 слайд. 11 слайд.
Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.
12 слайд. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами.
13 слайд.
Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Опыты проводим как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
14 слайд. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
15 слайд. Экспериментирование с нетрадиционными техниками рисования очень увлекают детей. Такие творческие эксперименты создают положительную мотивацию к рисованию, расслабляют, будят творческую фантазию, дарят положительные эмоции!
16 слайд. ВЫВОД.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Спасибо за внимание!