Соколов Слава
Экспериментирование как источник познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование, как источник познавательной активности дошкольников.
Воспитатель ГБОУ СОШ № 684 Александрова О. Л.
Санкт – Петербург
Различные опыты позволяют детям все больше узнавать о природе. Выявление простейших связей, доступных пониманию детей, создают благоприятные условия для умственного и трудового воспитания. Привлечение дошкольников к озеленению группы, уходу за комнатными растениями, сбору семян дикорастущих растений позволяет им быть ближе к природе. Работа по экологическому воспитанию является действенным средством воспитания бережного отношения ко всему живому. Ребенок познает окружающий мир через экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он рассматривает предметы, а далее начинает задумываться о физических явлениях превращения воды в лед, распространения звуков в воздухе, различной окраске объектов окружающей действительности. Эксперимент, проводимый ребенком, позволяет ему создать определенную модель явления, классифицировать, сделать вывод о значимости физических явлений для человека и самого себя. При экспериментировании развиваются способности ребенка к определению проблемы и выбору путей ее решения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и познания им окружающего мира. Анализ действий предметов в специально созданных условиях является задачей экспериментальной деятельности. Экспериментирование является ведущим механизмом творчества ребенка.
Темочки:
Основой познавательной активности ребенка являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок, новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности является преодоление противоречия между усвоенным опытом и практической деятельностью. Развитие способности экспериментировать представляет собой определенную систему, включающую демонстрационные опыты, осуществленные педагогом в специальных видах деятельности – наблюдения, опыты.
Каждое понятие, с которым знакомятся дети (твердое, жидкое, газообразное, свет, движение, звук) экспериментально обосновывается и поясняется в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Как результат постановки опыта – основополагающие законы природы. Очень часто дети экспериментируют с различными веществами, предметами, чтобы узнать что-то новое (тонет – не тонет, летает – не летает).
Эксперимент в специально организованной обстановке безопасен для ребенка, но знакомит его со свойствами предметов, с законами жизни природы, что нужно для их жизнедеятельности (свет, влага, тепло) :
В результате экспериментирования дети учатся : Ставить и выделять проблему для решения; Предлагать несколько решений; Проверять решения; Делать выводы; Делать обобщения. Дети старшего возраста стремятся больше узнать об окружающем. Экспериментальная деятельность позволяет познать реальность, выявить связи, отношение, закономерности. Опыты сопровождаются выдвижение множества гипотез, попытками предугадать ожидаемые результаты.
В ходе наблюдений дети устанавливают связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети связывают их прилет с весной, с температурой воздуха, таянием снега, появлением насекомых. При изучении природы открываются возможности для эстетического воспитания, помочь увидеть красоту уметь ценить и пользоваться увиденным. Наблюдения и эксперименты в лесу обобщают знания детей о том, что лес – наше богатство, а деревья и кустарники – частица родной природы. Дети получают знания о деревьях, травах, цветах. Небрежное отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания происходит в единстве с формированием системы доступных экологических знаний. Вот некоторые темы для экспериментирования : Водоворот; Облака в кувшине; Прозрачная вода; Вода имеет форму; Замерзшая вода; Песочная страна; Цветной песок.
Литература: Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельно сти дошкольников». Издательство: М: Аркти, 2008.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ Сфера, 2004
. 3. О. В. Дыбина» Неизведанное рядом». Издательство: Сфера, 2002.