МААМ-картинки

Экспериментирование как источник познавательной активности дошкольников

Соколов Слава
Экспериментирование как источник познавательной активности дошкольников

Экспериментирование, как источник познавательной активности дошкольников.

Воспитатель ГБОУ СОШ № 684 Александрова О. Л.

Санкт – Петербург

Различные опыты позволяют детям все больше узнавать о природе. Выявление простейших связей, доступных пониманию детей, создают благоприятные условия для умственного и трудового воспитания. Привлечение дошкольников к озеленению группы, уходу за комнатными растениями, сбору семян дикорастущих растений позволяет им быть ближе к природе. Работа по экологическому воспитанию является действенным средством воспитания бережного отношения ко всему живому. Ребенок познает окружающий мир через экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он рассматривает предметы, а далее начинает задумываться о физических явлениях превращения воды в лед, распространения звуков в воздухе, различной окраске объектов окружающей действительности. Эксперимент, проводимый ребенком, позволяет ему создать определенную модель явления, классифицировать, сделать вывод о значимости физических явлений для человека и самого себя. При экспериментировании развиваются способности ребенка к определению проблемы и выбору путей ее решения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка и познания им окружающего мира. Анализ действий предметов в специально созданных условиях является задачей экспериментальной деятельности. Экспериментирование является ведущим механизмом творчества ребенка.

Публикация «Экспериментирование как источник познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Основой познавательной активности ребенка являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок, новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности является преодоление противоречия между усвоенным опытом и практической деятельностью. Развитие способности экспериментировать представляет собой определенную систему, включающую демонстрационные опыты, осуществленные педагогом в специальных видах деятельности – наблюдения, опыты.

Каждое понятие, с которым знакомятся дети (твердое, жидкое, газообразное, свет, движение, звук) экспериментально обосновывается и поясняется в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Как результат постановки опыта – основополагающие законы природы. Очень часто дети экспериментируют с различными веществами, предметами, чтобы узнать что-то новое (тонет – не тонет, летает – не летает).

Эксперимент в специально организованной обстановке безопасен для ребенка, но знакомит его со свойствами предметов, с законами жизни природы, что нужно для их жизнедеятельности (свет, влага, тепло) :

В результате экспериментирования дети учатся : Ставить и выделять проблему для решения; Предлагать несколько решений; Проверять решения; Делать выводы; Делать обобщения. Дети старшего возраста стремятся больше узнать об окружающем. Экспериментальная деятельность позволяет познать реальность, выявить связи, отношение, закономерности. Опыты сопровождаются выдвижение множества гипотез, попытками предугадать ожидаемые результаты.

В ходе наблюдений дети устанавливают связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети связывают их прилет с весной, с температурой воздуха, таянием снега, появлением насекомых. При изучении природы открываются возможности для эстетического воспитания, помочь увидеть красоту уметь ценить и пользоваться увиденным. Наблюдения и эксперименты в лесу обобщают знания детей о том, что лес – наше богатство, а деревья и кустарники – частица родной природы. Дети получают знания о деревьях, травах, цветах. Небрежное отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания происходит в единстве с формированием системы доступных экологических знаний. Вот некоторые темы для экспериментирования : Водоворот; Облака в кувшине; Прозрачная вода; Вода имеет форму; Замерзшая вода; Песочная страна; Цветной песок.

Литература: Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельно сти дошкольников». Издательство: М: Аркти, 2008.

2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ Сфера, 2004

. 3. О. В. Дыбина» Неизведанное рядом». Издательство: Сфера, 2002.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов»Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов» Проект «Дикие животные наших лесов» (совместный проект детей и педагогов) Руководители проекта: воспитатель Туева Татьяна Геннадьевна.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Зона познавательной активности по ФГОС (подготовительная группа)Зона познавательной активности по ФГОС (подготовительная группа) Приглашаем Вас в нашу подготовительную группу. Вот так мы оформили зону познавательной активности. В ней разместили интересные задания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как источник познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 21 декабря 2019 в 20:56
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД