Оксана Прыкина
Экспериментирование в детском саду для детей 5–6 лет. Конспект ООД «Экспериментируем, играя. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №55.
Конспект ООД
(экология)
на тему: «Экспериментируем играя».
(старшая группа)
Воспитатель
1 кат. Прыкина О. П.
Одинцово 2019г.
Конспект ООД по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе.
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Задачи:
Развивающие: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь, внимание, восприятие.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Образовательные: Познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воды.
Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать,
анализировать, делать выводы.
Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Социально-коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать
воспитателя, сверстников, работать в коллективе.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
Методы и приё мы: практические: проведение опытов,
экспериментирование, физкультминутка.
Наглядные: демонстрация картинок.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, чтение стихотворений.
Словарная работа: обогащение словаря словами: лаборатория, опыты,
эксперименты, ученые, газообразная, пар.
Предшествующая работа: беседы для чего нужна вода.
Материалы и оборудование: стаканчики с водой, пластиковые стаканчики, фартучки по количеству детей, шапочки. указка, лимон, глобус, вода, молоко, яблочный сок, ложки, лед, салфетки, разноцветные пуговицы по количеству детей, пищевой краситель разного цвета, термос с кипятком, зеркало.
Форма проведения: групповая.
Ход ООД
-Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами будем лаборантами.
-А кто из вас знает что это за профессия " Лаборант" ?
Ответы детей.
-Воспитатель: Лаборант это человек который проводит какое либо исследование. Так вот мы с вами сегодня исследуем воду. И узнаем какая она.
-Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
-Дети: Глобус
-Воспитатель: Правильно. Глобус - это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
-Дети: Синего, голубова.
-Воспитатель: Верно, как вы думаете, что обозначено этим цветом на глобусе?
-Дети: (предположительные ответы) Синий и голубой цвет- это цвет обозначения воды на глобусе.
-Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
-Дети: Животным, растениям, человеку.
-Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что человек делает при помощи воды?
-Дети: Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде.
-Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без воды
-Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле. А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды необходимо соблюдать правила поведения.
• Внимательно слушать воспитателя.
• Не разговаривать слишком громко.
• Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.
Ребята давайте наденем с вами спец. форму лаборанта и приступим к опытам.
Проходите в лабораторию
Опыт 1 (с соком)
-Воспитатель: Ребята, скажите, какой вкус у лимона?
-Дети: Кислый
-Воспитатель: А конфета, какая на вкус
-Дети: Сладкая
-Воспитатель: Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока?
Ответы детей.
-Воспитатель: А теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она на вкус?
-Дети: Безвкусная
-Воспитатель: Так есть ли вкус у воды?
-Дети: Нет
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: у воды нет вкуса.
Давайте отметим наш вывод вот такой карточкой.
Опыт 2 (с водой)
-Воспитатель: Перед вами стоят два стаканчика с водой - один пустой, другой с водой. Возьмите стаканчик с водой и медленно перелейте воду в пустой стаканчик. Слышите, как она звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
-Дети: Жидкая.
-Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме.
Какой мы с вами можем сделать вывод?
Вывод: Вода – бывает жидкая.
И отметим мы это вот такой карточкой.
Опыт 3 (со льдом)
-Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
-Дети: Лед
-Воспитатель: Возьмите по одному кусочку льда в руки. Что произошло с вашими руками?
-Дети: Они стали мокрыми.
-Воспитатель: Почему они стали мокрыми?
-Дети: Лед стал таять.
-Воспитатель: А почему лед стал таять?
-Дети: Наши руки теплые и еще тепло в группе.
-Воспитатель: Положите лед на салфетку. Что происходит с салфеткой?
-Дети: Она стала мокрой.
-Воспитатель: Правильно, это еще раз доказывает, что лед тает и превращается в воду.
-Воспитатель: Ребята, что мы сейчас с вами доказали, что вода не только бывает жидкая но и.
Вывод: Вода бывает не только жидкой, но и твердой в виде льда.
Физ. минутка.
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Опыт 5. (газообразное состояние воды)
-Воспитатель: Ребята, кто знает что это за емкость (воспитатель показывает термос)
Ответы детей.
-Воспитатель: Открывает термос- Что мы видим, что выходит из термоса?
Ответы детей.
-Воспитатель: правильно ребята это пар. А вы знаете, что пар это газообразное состояние воды, значит это тоже вода. И сейчас мы с вами это докажем.
Воспитатель подносит зеркало к пару, показывает детям образовавшиеся на нем капельки воды. Объясняет детям что пар образуется при нагреве воды (и называется это газообразное состояние воды, а когда пар остывает то снова переходит в жидкое состояние, т. е. в обычную воду.
-Воспитатель: Ребята, какое свойства воды мы с вами сейчас узнали, и доказали? Какой вывод мы с вами сделаем?
Ответы детей.
Вывод: Вода бывает газообразная в виде пара.
-Воспитатель: Давайте обозначим это вот такой карточкой.
Опыт 6. (с пуговицами)
-Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какого цвета молоко?
-Дети: Белого.
-Воспитатель: А что вы можете сказать про воду?.
-Дети: Нет цвета
-Воспитатель: Давайте это проверим. Закройте глаза, я опущу в молоко пуговицы, ваша задача – отгадать, какого цвета пуговица в вашем стакане. Открываем глаза. Какого цвета в твоем стакане пуговица, Артем?
-Артем: Её не видно
-Воспитатель: Почему?
(предположительные ответы детей)
-Воспитатель: Теперь возьмите ложечку и достаньте пуговицу, положите ее на салфетку. Погрузите эти же пуговицы в стакан с водой. Теперь мы можем увидеть, какого цвета пуговица?
-Дети: Да
-Воспитатель: Почему?
-Дети: Потому, что вода прозрачная.
-Воспитатель: Ребята, какой можно сделать из этого вывод?
Ответы детей.
Вывод : вода не имеет цвета.
Дети отмечают вывод карточкой.
Опыт 6. Вода – отличный растворитель.
-Воспитатель: Ребята, как вы думаете вода может растворять какие-нибудь вещества?
Ответ детей.
-Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас проверим, может ли вода растворять?
- Перед вами стоят стаканчики с водой, и баночки с цветным порошком. Аккуратно пересыпьте порошок в стаканчик и размешайте его.
- Что произошло с водой?
Ответы детей.
-Воспитатель: Какой мы с вами можем сделать вывод на основании того что мы увидели?
ВЫВОД: вода является хорошим растворителем.
Дети отмечают вывод карточкой.
-Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами вспомнили, где и откуда течет вода, еще мы побывали в нашей лаборатории и проводили опыты.
Какой опыт тебе, Варвара, понравился больше?
-Варвара (предположительный ответ).
Опрос 3-4 детей.
-Воспитатель: Мы с вами узнали 6 свойств воды. Какие?
-Дети: (предположительные ответы детей). У воды нет вкуса, вода жидкая, вода не имеет цвета, вода бывает не только жидкой, но и твердой - в виде льда, бывает газообразной в виде пара, она может растворять некоторые вещества.
- Ребята, скажите можно прожить без воды?
Ответы детей.
Правильно. без воды прожить нельзя, вода нужна не только людям но и всему живому на земле.
Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!