Галина Мукина
Конспект занятия по экспериментальному рисованию (старший дошкольный и младший школьный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции»
Автор: Мукина Г. И.
«Экспериментальное рисование»
(старший дошкольный и младший школьный возраст)
Описание: мастер-класс по экспериментальному рисованию предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, педагогов, родителей, студентов ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»
Назначение: детские рисунки могут быть украшением группы, выставки «Сто фантазий», подарком.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальному рисованию (старший дошкольный и младший школьный возраст)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Цель: Развитие творческих способностей детей
Задачи: Познакомить детей с новыми видами нетрадиционной техники рисования - рисование пальцами, ватными палочками, оттиск, отпечаток, штампование, развивать технические навыки в рисовании, работая разными материалами и способами, развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память, способствовать желанию экспериментировать с красками (смешивать несколько цветов для получения необходимого цвета, развивать любознательность, воображение, мелкую моторику; учить детей давать объективную оценку проведенной деятельности – сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы, воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию, умение взаимодействовать друг с другом, вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова, музыки, произведений живописи, формировать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Методы: игровые, словесные, наглядные, практический.
Приемы: использование ТСО, художественное слово, игра - мотивация, игровые упражнения, вопросы, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов.
Наглядные средства обучения: картины известных художников, слайды.
Материал и оборудование: мольберт, проектор, компьютер, запись звуков природы, альбомная бумага, печатки из картофеля, ватные палочки, штемпельные подушки, салфетки, гуашь, фломастеры, акварельные краски, кисточки, опавшие листья.
Словарная работа: пурпур, зардели, оттиск.
Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулке, экскурсия в осенний парк, чтение стихотворений А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и других; заучивание стихотворения З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила» с помощью мнемотехники (способ кодирования текста с помощью картинок и знаков, заучивание заклички «Осень, осень, в гости просим!» рассматривание репродукций «Золотая осень» И. И. Левитана, слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», наблюдение за листопадом, деревьями, сбор природного материала для гербария и ручного труда, участие в трудовом десанте «Мы идем помогать взрослым», рассматривание бумажных салфеток, определение их свойств (впитывают воду).
• ниточки средней толщины;
• бумажные салфетки.
Ход занятия:
Организационный момент
(дети заходят в группу под музыку П. И. Чайковского «Времена года»)
Игра – мотивация «Будем дружно жить, друзья!»
Воспитатель: «Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!» Давайте улыбаться друг другу как можно чаще, чтобы хорошее настроение не покидало нас целый день!
. Вводная беседа
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить об искусстве. Люди, которые занимаются искусством, это творческие люди, они как волшебники, которые могут с помощью своей волшебной кисточки создать прекрасные картины, при взгляде на которые все будут улыбаться и радоваться. Эти люди умеют видеть красоту вокруг себя и с помощью разных предметов творить чудеса. И мы с вами будем учиться создавать красоту. Для этого будем использовать гуашь, краски, ватные палочки, оттиски и много других предметов. Как маленькие волшебники, будем учиться создавать рисунки, работы, которые будут радовать окружающих. Но делать это мы будем новым, еще незнакомым вам способом. Все необычные предметы, которые находятся у вас на столах, превратят вас в волшебников! С помощью этих предметов, мы с вами вернемся в наше всеми любимое время года – лето, погуляем по осенним тропинкам, заглянем в осенний парк.
Во все времена года наша природа прекрасна! У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать! Дождь ли, снег – любое время года, надо благодарно принимать! Но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает в последний раз разноцветными красками, чтобы заснуть до весны глубоким сном. Как называется это время года вы узнаете, если отгадаете загадку:
– Нашими помощниками сегодня будут:
– Я всем желаю сегодня работать с радостью, с удовольствием, чтобы
результат вашей работы радовал вас.
У нас есть свои правила, помогающие выполнить работу красиво и аккуратноВводная беседаДети, сегодня мы будем говорить об искусстве. Люди, которые занимаются искусством, это творческие люди, они как волшебники, которые могут с помощью своей волшебной кисточки создать прекрасные картины, при взгляде на которые все будут улыбаться и радоваться. Эти люди умеют видеть красоту вокруг себя и с помощью разных предметов творить чудеса. И мы с вами тоже будем учимся создавать красоту. Для этого мы сегодня будем использовать краски, ватные палочки, губки, отпечаток и много других предметов. Как маленькие волшебники, будем учиться создавать рисунки, работы, которые будут радовать окружающих. Но делать это мы будем новым, еще незнакомым вам способом. Все необычные предметы, которые находятся у вас на столах, превратят вас в волшебников! С помощью этих предметов, мы с вами вернемся в наше всеми любимое время года – лето, погуляем по осенним тропинкам. Во все времена года наша природа прекрасна! У природы нет плохой погоды, каждая погода — благодать! Дождь ли, снег — любое время года надо благодарно принимать! Но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает в последний раз разноцветными красками, чтобы заснуть до весны глубоким сном. Как называется это время года вы узнаете, если отгадаете загадку:
Разукрасит листья в разные цвета,
Курточку, сапожки надевать пора.
Собирает листья дворник во дворе,
Какое название этой золотой поре?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в путь далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года … зовётся (осенью)
Воспитатель: Художники писали об осени картины. Дети, как называются картины о природе? Пейзаж. Да, пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают картины природы. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками. Давайте посмотрим на репродукции картин русских художников. Какая осень здесь изображена? (показ слайдов)
Воспитатель: Знаменитые художники пейзажисты И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. С. Остроухов назвали свои картины «Золотая осень». Как вы думаете, почему? Какие цвета он использовал? (красные, жёлтые, оранжевые краски и даже зелёные)
Воспитатель: Посмотрите, как в воде отражаются деревья. Почему так происходит? (вода отражает) Это свойства воды отражать предметы.
(демонстрация, как лист отражается в зеркале) : посмотрите зеркало как вода? Листочек смотрится в зеркало и видит своё точное отражение, когда вы в зеркало смотрите, кого вы там видите (себя, а цвет волос, одежда отражается такие, какая на вас одета?
Игровое упражнение «Отражение в зеркале»
(Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребенок смотрит в зеркало, второй является его отражением в зеркале. Первый ребенок медленно делает любое движение (улыбается, причесывается, достаёт пальцем кончики носа, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, приседает т. д., а второй, стоящий напротив, повторяет за зеркалом все движения первого. Затем дети меняются ролями)
Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь давайте, и мы нарисуем пейзаж, который называется «Осенний лес», но наше рисование будет необычным, волшебным – мы будем рисовать оттиском листьев. Основной мотив композиции - листья деревьев различной формы и размера.
(Показать применение природного материала в создании разнообразных композиций, используя нетрадиционную технику рисования – оттиск листьями деревьев, провести инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе, закрепить правила безопасной работы)
У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями. Это листики-отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья.
Воспитатель: Да, осень – замечательное, очень красивое время года. Какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя) Правильно, осень разная - то яркая, нарядная, громкая, то тихая, грустная, серая. Об осени много сказано, композиторы посвящали ей свои музыкальные произведения и песни, о ней писали поэты, посвящали ей свои стихи (чтение стихов).
Осень на опушке краски разводила. З. Федоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень:" Не жалейте лета!"
Посмотрите – роща золотом одета!
Занимательный опыт с салфетками
«Окрашивание салфеток в разные цвета»
(изучение капиллярного эффекта)
Воспитатель: Рисование пальцами, ватными палочками «Осенние цветы»»
Сегодня я хочу поведать вам одну историю. В далекой-далекой стране, называемой Радугой, жила-была принцесса. Однажды, она поняла, что ее замок стал слишком серым и невзрачным. И решила она отправиться в путешествие по цветным морям, чтобы набрать красок для своего замка. Взяла корабль и отправилась в Желтое море, на берегу которого жила. Взяв воды из него, получила принцесса первую краску на своей палитре. Далее ее путь лежал через моря Рубин и Сапфир, из которых она получила красную и синюю краски. Зеленую же краску она добыла из реки Изумруд. Так, наполнив свою палитру, она вернулась домой. Но внезапно оказалось, что все кисточки из ее королевства похитил злая колдунья Серость, которая стремилась во всем помешать принцессе. Тогда принцесса окунула руки в краску и стала рисовать на стенах замка пальцами. Замок преобразился и стал ярким и красивым.
Дети, сегодня и мы с вами погрузимся в процесс сотворения чудес, называемый творчеством. Нашими с вами инструментами будут краски и собственные пальчики. Вы увидите, что рисовать можно не только кисточками, но и руками (объяснение детям принципа рисования пальчиковым методом)
(Самостоятельная деятельность детей)
Физминутка «Осенний переполох»
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали, (хлопки руками)
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали. (топают ногами).
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали, (мелкие взмахи руками)
Дубы огромные всегда
Как будто меньше стали. (приседания)
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело, (полусидя, голову наклонить к груди)
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела! (встать, поднять руки над головой, пальцы сомкнуть в «замок»)
Оттиск печатками (штампы) из картофеля «Осенний листопад»
(Объяснение и поэтапный показ детям нетрадиционной техники рисования «Оттиск печатками из картофеля»)
(Воспитатель предлагает детям опустить печатку картофеля (лист) в чашечку с губкой, пропитанной гуашью желтого, цвета и приложить к шаблону, затем опустить печатку картофеля (лист) в чашечку с губкой, пропитанной гуашью красного цвета и приложить к шаблону)
Рефлексия
Ребята, вы сегодня были маленькими волшебными художниками. Вам понравилось творить чудеса? Посмотрите, пожалуйста, какие красивые, необычные пейзажи вы выполнили. Мы будем и дальше продолжать рисовать, экспериментировать и создавать разные волшебные образы. Спасибо большое, молодцы!
Выставка детских работ
Фотосессия