Татьяна Тукиш
Коррекция нарушений просодической стороны речи в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация). Вышеназванные проблемы, если вовремя не обратить на них внимание и не исправить в детском возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Публикация «Коррекция нарушений просодической стороны речи в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Очень важно, чтобы развитие просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями и стертой дизартрией проходило через всю деятельность детей в детском саду. Такая работа должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях. Свою работу по коррекции просодической стороны речи строю следующим образом:
1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с основными видами интонаций (вопросительной, восклицательной, интонаций завершённости и незавершённости);
- нормализация процесса речевого паузирования;
- формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.
Особенно трудно дается детям умение задавать вопросы, используя вопросительную интонацию. Поэтому совместно с музыкальным руководителем нами была собрана картотека народных игр, которые мы активно используем на логопедических и музыкальных занятиях. Это такие игры как «Коршун», «Маковое зернышко», «Смешинка», «Как живете, что жуете?», «Яму копал», «Мы с тобой шли», «Лиски» и др.
Например, народная игра «Коршун». Цель: формирование умение задавать вопросы, активизация употребления глаголов. Ведущий Коршун избирается по жребию, считалкой и т. д. Дети окружают его стайкой, и начинается диалог. Вопросы дети задают по очереди.
- Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу.
-Коршун, что делаешь?
- Ямочку рою.
- Зачем ямочка?
- Денежку ищу.
- Зачем тебе денежку?
- Иголку купить.
- Зачем тебе иголка?
- Мешочек сшить?
- Зачем мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем камешки?
- В детей кидать.
- За что?
- Они ко мне в огород лазят.
- Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови нас.
Есть и второй вариант игры, когда выбирается коршун и наседка, остальные иг-рающие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:
— Коршун, коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— На что тебе ямка? Копеечку ищу.
— На что тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— На что тебе иголочка?
— Мешочек сшить.
— На что тебе мешочек?
— Камешки класть.
— На что тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что? — Они потоптали капусту у меня в огороде.
— А высока ли была у тебя изгородь?
Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:
— Вот какая!
— Нет, мои цыплята через такую не перелетят.
— А я их все-таки поймаю.
— Не дам тебе своих деток ловить.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна. Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.
Далее работа над интонацией ведется с помощью малых форм фольклора, построенных в виде разговора.
- Ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А вкусный был?
- Нет, не очень.
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда.
- Не идет.
- Так сам иди.
- Да он меня не пускает!
-Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
Где ты был вчера котёнок?
У большой-большой реки.
Что ты видел там котёнок?
Как ловят рыбу рыбаки.
А теперь куда спешишь?
Посмотреть, как ловит мама
Лапкой серенькую мышь.
- Кисонька-мурысонька, где была?
- Коней пасла.
- Где кони?
- За ворота ушли.
- Где ворота?
- Огонь сжёг.
- Где огонь?
- Вода залила.
- Где вода?
- Быки выпили.
- Где быки?
- За гору ушли.
- Где гора?
- Черви выточили.
- Где черви?
- Утки склевали.
- Куда, Фома едешь? Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровки?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
- Что делать после дождика?
- По лужицам скакать!
- Что делать после дождика?
- Кораблики пускать!
- Что делать после дождика?
- На радуге кататься!
- Что делать после дождика?
- Смеяться, улыбаться!
- Был сапожник?
- Был.
- Шил сапожки?
- Шил.
- Для кого сапожки?
- Для любимой крошки!
Далее используется разнообразный речевой материал: стихотворения, тексты и др. Например, О. Сердобольская «Все в порядке», М. Карим «Вы видали», О. Григорьев «Полотер», «Кулек конфет», «Яма», В. Лунин «Кошка», Б. Заходер «Ежик», «Медведи на обеде», В. Левановский «Черный кот», Т. Бокова «Киска, киска, как дела?», Л. Барбас «Когда прилетают скворцы?» и др.
Для формирования у детей восклицательной интонации в самом начале работы лучше всего пользоваться стихотворениями, постепенно включая в работу и другие тек-сты.
В. Коркин «Доброе утро»
Солнышко ясное встало
-Доброе утро! – Сказало.
-Доброе утро! – Кричу я прохожим
Веселым прохожим, на утро похожим.
-Доброе утро! – Я слышу в ответ.
Мне улыбнулся сосед.
Но если проснешься, а дождик в окно стучит да стучит
И без солнца темно?
-Доброе утро! – Друзья, все равно.
-Доброе утро!
– И в холод, и в град.
-Доброе утро!
– Не зря говорят.
Доброе утро велит быть добрей,
Честней и упорней, и веселей…
Придумано мудро: -Доброе утро!
Стихотворение А. Кондратьева «Сорока» подойдет для формирования у детей как вопросительной, так и восклицательной интонации. - Умеешь ли, сорока, Считать до сорока? - А хоть и не умею- Беда не велика! - А можешь ли, сорока, Минутку помолчать? - Ну вот еще морока – Не выдержу я срока! Не вижу в этом прока! Не буду отвечать!
Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка.
Например, игра «Лесные жители». Детям предлагается внимательно послушать стихотворения и сказать, что говорит каждый герой и выразить это мимикой.
Картинка 1. “Зайчик” : Бедный зайчик задрожал, Зайчик в кустик убежал. Его гонит туда страх: (что он говорит) “Ах!”
Картинка 2. “Муравьи” : Весь день хлопочет муравей, Идти ему не близко. Зовет на помощь он друзей: “Эй!”
Картинка 3. “Ёжик” : Бусы ежик примеряет, Ежик громко восклицает: “Как красиво! О!” Картинка
4. “Белка” : Белка наша не скучает, Всех зверюшек выручает. Спешит на помощь поскорей, Несет лекарство: “Не болей! Эй!”
Картинка 5. “Паук” : Паутину сплел паук, Попадешься в сети: “Ух!”
Картинка 6. “Кузнечики” : Музыка звучит лесная, Музыканты – молодцы. Но домой нам всем пора, Скажем им “Браво! Ура!”
Картинка 7. “Улитки” : Улитки делят гриб лесной: “Ой, как вкусно! Не отдам! Ам!”
Играя в игру «Лесные жители» детей можно познакомить с понятием «междоме-тие». Объяснить, что это специальные слова, которые служат для выражения эмоций. Прочитать стихотворение: «Мне, - сказало Междометие, – Интересно жить на свете: Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Тех, кого охватит страх, Произносят слово «Ах». У кого тяжелый вздох Произносят слово «Ох». Кто встречается с бедой Произносит слово «Ой». Кто отстанет от друзей, Произносит слово «Эй». У кого захватит дух, Произносит слово «Ух». Интересно жить на свете, Если знаешь междометья".
Систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи спо-собствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка, значительно облегчает ему общение, способствует успешному взаимодействию со сверстниками и педагогами, обеспечивает ребёнку удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей.
2. Работа над логическим ударением. Приступая к работе над логическим ударением, важно объяснить детям, что определённые слова в предложении нужно выделять голосом, например, произносить громче или более растянуто, чем остальные слова в предложении. Чтобы дети поняли, о чем идет речь необходимо привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. Например, логопед произносит фразу: Мама купила свежие огурцы. 1. Кто купил огурцы? (Мама). То есть главное слово в предложении мама. 2. Что купила мама? (Огурцы) 3. Какие огурцы купила мама (Вкусные). 3. Где мама взяла огурцы? (Купила).
Работая над логическим ударением целесообразно проводить такие упражнения как:
- «Слушай, хлопай, объясняй». Услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т. д.); объяснить, почему это слово выделено.
- «Назови главное слово». Услышав выделенное слово, повторить его, объяснить, почему это слово выделено.
- «Эрудит». Логопед задает вопрос, а дети должны быстро ответить на него, выделив голосом главное слово, объяснить, прочему они это слово выделили. -Чем рисует художник? - Чем режут хлеб? -Чем гладят белье? И т. д. - «Скажи, что ты любишь», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается».
К данным упражнениям необходимо подготовить предметные картинки. Речевым материалом для упражнений могут служить как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, небольшие по объему. Значительно усложнит выполнение заданий использование незнакомых текстов, а при анализе отдельных фраз - однократное воспроизведение образца.
2. Работа над ритмикой слова. Ритм организует не только двигательную актив-ность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притопывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному – тихий. Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. Необходимо прослушать текст стихотворения, его ритм, отхлопать ритм, затем проговорить стихотворение сначала с одновременным отхлопыванием ритма, а потом без него. Целесообразны игры с мячом. Например, дети вслед за логопедом повторяют считалку и ударяют мячом об пол ( на каждую строчку- четыре удара мяча: Снего - снего – снегопад, Каждый очень – очень рад: Будут лыжи и коньки, Будут санки и снежки.
Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Будем фрукты мы считать: (4 удара) Груша, персик, мандарин, (3 удара) Абрикос и апельсин (2 удара) Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов) Фруктов было ровно пять (4 удара). Такие игры я подбираю к каждой лексической теме.
При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием). Прекрасно подходят для этой цели такие музыкальные игры как «Мы идем теперь направо», народные игры «Воробей», «Опаньки» и др.
Работа по формированию просодической стороны речи и работа по развитию голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико – интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движения голоса вверх – вниз, поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы. При формировании мелодико- интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением – хлопаньем в ладоши, притопыванием. Катя ела грушу. Катя ела грушу. Катя ела грушу).
3. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием строится следующим образом:
1. Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произ-нося текст про себя.
2. Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.
3. Дети считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темп.
Опыт показывает, что целенаправленная, педагогически продуманная система работы и тщательный подбор приемов, соответствующего литературного материала, игр и упражнений, театрализованной деятельности, позволяет значительно улучшить или полностью исправить просодические нарушения речи, связанные с нарушением звукопроизношения, обусловленные стертой дизартрией.