светлана парафинюк
Экспериментально-практическая деятельность детей с ЗПР в условиях дома ребенка. Детская лаборатория
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Экспериментально-практическая деятельность
детей с ЗПР в условиях дома ребенка.
Воспитатель С. С. Парафинюк
Воспитатель Монтессори – класса Т. В. Шаталова
Новокузнецк 2022
Содержание
Введение
Теоретические основы организации экспериментально – практической 4
Публикация «Экспериментально-практическая деятельность детей с ЗПР в условиях дома ребенка, Детская лаборатория» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
деятельности детей раннего возраста ЗПР
Эксперимент «Вылавливание предметов с помощью сачка» 10
Эксперимент «Взбивание пены» 11
Эксперимент «Переливание воды по трубочке» 12
Эксперимент «Переливание воды с помощью губки» 13
Эксперимент «Цветные стекла» 14
Эксперимент «Тонет – не тонет» 15
Эксперимент «Таяние снега» 16
Эксперимент «Окрашивание снега» 17
Эксперимент «Пузырьки в воде» 18
Эксперимент «Вулкан» 19
Эксперимент «Мыльные пузыри» 20
Эксперимент «Магнит» 21
Эксперимент «Вода принимает форму» 22
Эксперимент «Капли в ячейках» 23
Эксперимент «Опыт с водой и яйцом» 24
Эксперимент «Посадка лука» 25
Литература 27
Краткая презентация методической разработки 28
Теоретические основы организации экспериментально – практической деятельности детей раннего возраста ЗПР
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Первые действия с предметами появляются у детей уже в 6-7 месяцев. Их особенность заключается в том, что малыш осуществляет их независимо от свойств и назначения того или иного предмета, например, стучит ложкой по столу, грызет ее, бросает на пол. Чуть позже действия усложняются : ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов, которыми манипулирует (например, вкладывает маленький предмет в большой, просовывает игрушку между перекладинами кроватки). К концу года жизни он уже умеет обращаться с некоторыми игрушками: может нанизать колечко пирамидки на ее стержень, положить кубик на кубик, покатать машинку и пр.
На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением. Малыш пытается есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек, вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее и пр. Такие действия психологи называют орудийными, поскольку они предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определенного результата. Смысл орудийных действий ребенок не может понять самостоятельно, его открывает для него взрослый. И выполнить такие действия малышу бывает чрезвычайно трудно. Поэтому он постоянно обращается к взрослому за помощью или приглашает к совместной игре.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы.
Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Если на втором году жизни, подражая старшим, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину их действий, например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя мусор, не обращая на это внимание, то к концу раннего возраста главным для него становится получение правильного результата: теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы он стал чистым.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
Дети, растущие в доме ребенка, по многим показателям отстают от своих сверстников, воспитывающихся в семье. По данным психологов, у детей-сирот замедлены общие темпы развития. Эта тенденция проявляется уже на первом году их жизни: малыши часто вялы, апатичны, лишены жизнера-достности, у них снижена познавательная активность, уплощены эмоциональные проявления. У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в доме ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности, эмоциональная «глухота» к оценке взрослого.
У детей, имеющих сенсорные или интеллектуальные нарушения, специальная организация познавательной активности, вызывающей интерес и воспитывающей любознательность, в значительной степени содействует компенсации и коррекции первичных и вторичных нарушений, способствует преодолению трудностей в овладении познавательной деятельностью, а также побуждает к расширению и углублению знаний.
Н. Н. Поддьяков, изучающий познавательную активность маленького ребенка, отмечает, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности :
• первый - экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
• второй - экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.
В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
• активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
• быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
• с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
• подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
• радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Методика М. Монтессори создает благоприятные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Раздел методики «Научная лаборатория» позволяет детям научиться самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное, развивать любознательность.
Для того, чтобы повернуть действия маленького исследователя в полезное русло мы рекомендуем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которых малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока. только накопление практического опыта под руководством взрослого.
Цели игр-занятий с элементами экспериментирования :
• Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
• Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей.
• Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
• Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
• Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
• Учить малыша выражать словами свои впечатления.
Содержание коррекционно-развивающих занятий охватывает различные стороны окружающей действительности: природа и природные явления, свойства материалов, ближайшее окружение и т. д.
Конспекты игр - занятий составлены с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста, особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями.
Данный материал предназначен для коррекционно – развивающих занятий с детьми двух – трех лет и может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями.
Эксперимент «Вылавливание предметов с помощью сачка»
Цель прямая: научить ребенка вылавливать из воды игрушки с помощью сачка.
Цель косвенная: развитие запястья и координация движений.
Материал: поднос с игрушками, емкость с водой, сачок, салфетка, полотенце.
Презентация: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть игрушки и опустить их в воду. Воспитатель берет сачок, опускает в воду и вылавливает игрушку. Вынимает сачок с игрушкой, обращает внимание ребенка, что вода выливается в дырки сачка. Перекладывает игрушку на поднос. Затем предлагает ребенку взять в правую руку сачок и выловить игрушки самостоятельно.
После занятия ребенок убирает игрушки, выливает воду, салфеткой удаляет капли с подноса, руки вытирает полотенцем.
Эксперимент «Взбивание пены»
Цель прямая: показать, что происходит при смешивании веществ (воды и шампуня); научить взбивать пену.
Цель косвенная: развитие мелкой моторики, тренировка запястья, развитие любознательности и аккуратности.
Материал: емкость, кувшин с водой, шампунь, венчик, салфетка, поднос.
Презентация: воспитатель предлагает ребенку посмотреть, что происходит при смешивании воды и шампуня. Ребенок наливает в емкость воду из кувшина и добавляет шампунь. Воспитатель показывает, как взбивать венчиком. Рассматривает с ребенком образовавшуюся пену. Затем предлагает ребенку повторить. После работы ребенок выливает воду, капли с подноса вытирает салфеткой.
Эксперимент «Переливание воды по трубочке»
Цель прямая: показать ребенку нетрадиционный способ переливания воды из одной емкости в другую (с помощью трубочки).
Цель косвенная: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики руки, наблюдательности, аккуратности.
Материал: кувшин с цветной водой, пустая емкость, воронка с длинной прозрачной трубочкой, салфетка, 2 подноса.
Презентация: воспитатель предлагает детям вспомнить, что происходит, когда они открывают водопроводный кран. Затем рассказывает, что вода в кран попадает по трубе и предлагает посмотреть, как это происходит. Воспитатель берет кувшин с цветной водой и выливает ее в воронку. Дети наблюдают, как по прозрачной трубочке цветная вода переливается в пустую емкость.
Эксперимент «Переливание воды с помощью губки»
Цель прямая: показать ребенку способ переливания воды из одной емкости в другую с помощью губки.
Цель косвенная: развитие мелкой моторики, тренировка запястья, формирование ладонного захвата, утончение движения пальцев рук, концентрация внимания.
Материал: емкость с водой, пустая емкость, губка (голубая, салфетка, полотенце.
Презентация: воспитатель вместе с ребенком обследуют губку, сравнивают ее с тучкой. Воспитатель опускает губку в емкость с водой, руками надавливает на неё, вынимает и переносит губку с водой к пустой емкости. Сжимает ее двумя руками «идет дождик». Затем предлагает ребенку повторить. Ребенок с помощью губки переливает всю воду в другую емкость. После работы ребенок выливает воду, вытирает капли салфеткой, а руки – полотенцем.
Эксперимент «Цветные стекла»
Цель прямая: показать ребенку как изменяется цвет окружающих предметов, если на них смотреть через цветные стекла.
Цель косвенная: развитие зрительного восприятия.
Материал: набор цветных стекол, поднос.
Презентация: воспитатель с детьми рассматривает комнату и обращает внимание на цвет некоторых предметов. Предлагает детям взять цветные стекла и рассмотреть комнату еще раз. Дети наблюдают, как меняется цвет одних и тех же предметов, если смотреть на них через стекла разного цвета.
Эксперимент «Тонет – не тонет»
Цель прямая: познакомить с различными свойствами предметов после их намокания.
Цель косвенная: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, наблюдательности и любознательности.
Материал: емкость с водой, поднос с набором предметов, которые тонут и не тонут в воде, 2 подноса.
Презентация: воспитатель с детьми рассматривает набор предметов и предлагает определить, какие предметы утонут в воде, а какие нет. Ребенок берет предмет и опускает в воду. Предметы, которые тонут в воде, ребенок выкладывает на один поднос; которые не тонут – на другой. Затем воспитатель с детьми рассматривают предметы на подносах и делают вывод о свойствах предметов.
Эксперимент «Таяние снега»
Цель прямая: из снега сделать воду, используя нетрадиционный для детей раннего возраста подход; познакомить со свойствами воды.
Цель косвенная: развитие зрительного восприятия, координации и мелкой моторики рук, наблюдательности.
Материал: пиала со снегом, пиала для воды, свеча, зажигалка, ложка, салфетка, 2 подноса.
Презентация: воспитатель, совместно с ребенком, рассматривает снег (белый, холодный, рассыпчатый). Воспитатель зажигает свечу и предлагает ребенку посмотреть, что произойдет со снегом, если его нагреть над огнем. Ребенок набирает в ложку снег, вытирает нижнюю часть ложки салфеткой и подносит к свечке. Воспитатель с ребенком наблюдают, как снег превращается в воду. Талую воду ребенок выливает в пустую пиалу.
Эксперимент «Окрашивание снега»
Цель прямая: познакомить со свойствами снега.
Цель косвенная: развитие мелкой моторики, тренировка запястья, закрепление щипкового захвата, закрепление названий цветов.
Материал: емкость со снегом, 2 тарелочки, 2 ложки, 2 пипетки, несколько баночек с жидкой краской, 2 салфетки, 2 подноса, 2 баночки с водой.
Презентация: воспитатель рассматривает с ребенком снег и предлагает положить его в тарелочки. Затем рассказывает о том, что снег можно сделать разноцветным и предлагает ребенку выбрать краску. Воспитатель показывает, как взять краску с помощью пипетки и, добавив в снег, окрасить его. Ребенок берет пипетку, набирает в нее краску и, нажимая на резиновую головку, выпускает на снег. Действие повторяется неоднократно. Воспитатель предлагает ребенку вспомнить, какого цвета был снег до эксперимента и какой стал. После работы ребенок вытирает салфеткой поднос, если на него попала краска.
Эксперимент «Пузырьки в воде»
Цель прямая: понаблюдать, что происходит при смешивании веществ: воды, соды и лимонной кислоты.
Цель косвенная: учить смешивать разные вещества. Развитие зрительного восприятия, развитие аккуратности, наблюдательности и воображения.
Материал: поднос, прозрачная емкость, кувшин с водой, сода, лимонная кислота, изюм, 4 ложки, салфетки.
Презентация: воспитатель приглашает детей к столу, где расположены материалы для проведения эксперимента. Воспитатель предлагает ребенку перелить воду из кувшина в емкость, и вместе рассматривают воду. Воспитатель показывает пиалу с лимонной кислотой и предлагает рассмотреть ее. Ребенок насыпает несколько ложек в емкость с водой и размешивает. Затем воспитатель предлагает рассмотреть соду и насыпать в емкость с водой. Дети наблюдают за химической реакцией. Воспитатель показывает пиалу с изюмом и предлагает детям бросить горсть изюма в емкость с водой. Дети наблюдают, как пузырьки воздуха прикрепляются к изюминкам и поднимают их вверх. На поверхности пузырьки воздуха лопаются и изюминки опускаются на дно.
Эксперимент «Вулкан»
Цель прямая: понаблюдать, что происходит при смешивании окрашенной воды, соды, уксусной кислоты.
Цель косвенная: развитие слухового и зрительного восприятия, развитие воображения и наблюдательности.
Материал: картинка или видеофильм «Извержение вулкана», макет вулкана с емкостью внутри, поднос, уксусная кислота, цветная (красная) вода, салфетки.
Презентация: воспитатель с детьми рассматривают картинку (видеофильм) «Извержение вулкана». Воспитатель предлагает детям самим сделать вулкан, показывает и называет материал. В макет вулкана через воронку дети насыпают соду и вливают цветную воду. Воспитатель наливает уксусную кислоту и наблюдает вместе с детьми за химической реакцией.
Эксперимент «Мыльные пузыри»
Цель прямая: научиться самостоятельно изготавливать мыльные пузыри.
Цель косвенная: учиться смешивать разные вещества. Развитие координации движений, аккуратности. Создание положительного эмоционального настроения.
Материал: 4 подноса, 4 пиалы, кувшин с водой, шампунь, глицерин, 4 маленькие рамки для выдувания мыльных пузырей, салфетки, набор рамок для больших мыльных пузырей.
Презентация: воспитатель предлагает детям приготовить мыльные пузыри. Дети в пиалах смешивают воду, шампунь и глицерин и маленькими рамками выдувают мыльные пузыри, рассматривают их. Затем воспитатель выливает полученный мыльный раствор в одну емкость и большой рамкой выдувает большие мыльные пузыри.
Эксперимент «Магнит»
Цель прямая: познакомить со свойством магнита (притягивает предметы из железа).
Цель косвенная: развитие мелкой моторики, тренировка запястья, зрительного восприятия, любознательности.
Материал: сухой бассейн с горохом и набором предметов из железа и других материалов, магнит, поднос.
Презентация: воспитатель показывает ребенку магнит и рассказывает о его свойствах. Затем предлагает ребенку опустить магнит в сухой бассейн. Ребенок круговыми движениями водит магнитом и «ловит» предметы из железа, складывает их на поднос. Выловив все предметы из железа, ребенок делает вывод, что магнит не притягивает предметы из других материалов.
Эксперимент «Вода принимает форму»
Цель прямая: учить переливать воду из сосуда в разные емкости. Показать ребенку, что вода принимает форму этой емкости.
Цель косвенная: развитие мелкой моторики, самостоятельности, аккуратности, координации движений.
Материал: поднос, кувшин с водой, резиновая перчатка, шарик, колба или другие емкости разной формы, салфетка, полотенце.
Презентация: воспитатель вместе с ребенком рассматривает емкости разной формы, затем обращают внимание на кувшин с водой и отмечают, что вода приняла форму этого кувшина. Воспитатель предлагает ребенку взять перчатку в левую руку и аккуратно заполнить ее водой из кувшина, обращает внимание ребенка, что вода приняла форму перчатки. Ребенок выливает воду обратно в кувшин и проделывает этот опыт со всеми емкостями, которые находятся на подносе. После работы ребенок салфеткой вытирает воду с подноса, а руки вытирает полотенцем.
Эксперимент «Капли в ячейках»
Цель прямая: показать ребенку способ переливания воды с помощью пипетки.
Цель косвенная: развитие мелкой моторики, утончение движения пальцев рук, концентрация внимания.
Материал: емкость с цветной водой, пипетка, салфетка, платформа с ячейками, поднос.
Презентация: воспитатель с ребенком вспоминают, как они переливали воду с помощью губки и предлагает научиться переливать поду с помощью пипетки. Воспитатель с ребенком рассматривает материал, затем берет пипетку и, сжимая ее колпачок тремя основными пальцами, набирает цветную воду из емкости. Затем аккуратно переносит пипетку с водой к платформе с ячейками и заполняет их каплями, сжимая колпачок пипетки. Воспитатель предлагает ребенку повторить. После заполнения всей платформы, капли с помощью пипетки переливаются назад в емкость. Капли с подноса ребенок вытирает салфеткой.
Эксперимент «Опыт с водой и яйцом»
Цель прямая: показать ребенку, что в обычной воде яйцо тонет, а в соленой – нет.
Цель косвенная: развитие запястья и координация движений. Развитие наблюдательности.
Материал: 2 подноса, 2 стакана, кувшин с водой, солонка, яйцо на тарелке, ложка.
Презентация: воспитатель предлагает ребенку налить воду в оба стакана. Затем в один стакан ребенок насыпает ложкой соль и размешивает ее. Воспитатель предлагает ребенку взять яйцо и опустить его в стакан с обычной водой. Яйцо тонет. Ребенок опускает яйцо в стакан с соленой водой и видит, что оно плавает на поверхности. После эксперимента ребенок убирает материал на место.
Эксперимент «Посадка лука»
Цель прямая: формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (посадил – растет). Научить высаживать лук.
Цель косвенная: развитие наблюдательности, аккуратности.
Материал: контейнер для рассады, 3 пиалы с луковицами, 3 стеки, 3 лейки, 3 грабельки, 3 подноса, влажные салфетки, фартуки (по количеству детей, ведро для грязных салфеток.
Презентация: воспитатель предлагает детям надеть фартуки, подойти к контейнеру с землей и рассмотреть ее. Затем они берут стеки и делают в земле лунки - «домики для лука». Когда все лунки готовы, дети кладут стеки на поднос и берут пиалы с луковицами. Воспитатель предлагает рассмотреть их, объясняет, что луковицы нужно высаживать корнями вниз, по одной в каждую лунку. После того, как дети заполнили все лунки, воспитатель предлагает взять грабельки и немного присыпать луковицы землей. Воспитатель отмечает, что для роста лука нужна вода. Дети берут лейки с водой и поливают луковицы в контейнере. Затем убирают лейки на место. Воспитатель сообщает детям, что на следующих занятиях они будут наблюдать за ростом лука.
После занятия дети вытирают рабочее место салфетками, снимают и сворачивают фартуки, убирают инструмент на место.
Литература
1. Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - 2-е изд. – М., 1993. – 168 с.
2. Сорокова М. Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. Учебное пособие. – М., 1998. – 316 с.
3. Хилтунен Е. Практическая Монтессори – педагогика. – М., 2005. – 336 с.
4. Шевченко С. Г. Природа и мы. Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998.
Краткая презентация методической разработки
В данном пособии представлен теоретический и практический материал по экспериментально – практической деятельности детей с ЗПР в условиях дома ребенка. Конспекты игр – занятий разработаны на базе ГКУЗ «Новокузнецкий дом ребенка специализированный №2 «Кроха», под руководством главного врача В. А. Валуева и старшего воспитателя А. С. Гилевой
Данный материал предназначен для коррекционно – развивающих занятий с детьми двух – трех лет и может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями.