Валентина Матвеева
Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Камни — дети самой земли»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ комбинированного вида детский сад «Колокольчик»
Муниципальная научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Экспериментально – исследовательская деятельность в подготовительной группе
«Камни-дети самой земли»
Выполнили: дети подготови-тельной группы МБДОУ ком-бинированного вида детский сад «Колокольчик». Лудянцв Илья, Рупшис Ярослав, Шулин Николай.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной группе „Камни — дети самой земли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Руководитель: Матвеева В. И. воспитатель группы МБДОУ комбинированного вида детский сад «Колокольчик» .
Тюхтет, 2020
Введение.
Актуальность: мы выбрали эту тему потому, что в нашей группе появились морские камни, нам очень интересно открывать свойства камней. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие.
На Земле множество разнообразных камней : красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуясь камнями мы думаем : ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. Вот нам и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?
Цель исследования – мы хотим изучить разнообразия мира камней и минералов.
Задачи исследования:
1. Мы решили:
- выявить особенности внешнего вида, свойств и разнообразия камней и минералов через исследовательскую деятельность.
-получить информацию о камнях и минералах, из библиотек, рассказов воспитателей, видео фильмов.
- составить презентацию «Камни – дети самой земли».
Объектом исследования – являются камни и минералы.
Предметом – свойства камней и минералов.
Гипотезы: Предположение
1: Допустим, что форма камней напрямую зависит от внутреннего строения. Предположение
2: Если камни существуют в природе, то о них есть упоминание в литературе.
В нашей работе применялись следующие методы исследования: изучение литературы и интернет - информации, наблюдение, просмотр фильмов о камнях.
Методы: В нашей работе применялись следующие методы исследования: изучение литературы и интернет - информации, наблюдение, просмотр фильмов о камнях, исследовательская деятельность.
Теоретическая часть.
Что такое камень?
У нашей Земли есть одежда, она состоит из камешков. Каждый камешек – это кусочек горы. Там, где очень много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
Известняк – природный камень осадочного происхождения, белого цвета, растворяется в воде.
Мел. Кто из нас не знает мела? Чьи карманы и пальцы не пачкал кусочек легкого камня цвета снега?
Каменная соль - это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу, есть крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры разного цвета.
Морские камни -, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка.
Каменный уголь - что каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как, например, камень морской. От удара он рассыпается на мелкие куски. Значит он хрупкий. Углем
Отапливают помещения.
Пемза -легкий пористый камень, похожий на губку, содержит внутри воздух. Пемза – окаменевшая пена.
Практическая часть
Опыт № 1 «Какими бывают камни»
Внимательно рассмотрели камни, Какие они? Разные. Большие и маленькие Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Красивые. Шершавые, острые, камешки. Рассмотрели камешки через лупу. Что мы видели? Трещинки, узоры. Что мы узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.
Опыт №2 «Легкий/ тяжелый»
Взяли в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Опустили в воду и наблюдали, что произошло, один утонул камень, а пемза не тонет.
Вывод: пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый. Взять большой пористый камень и маленький плотный. Плотный будет тяжелее.
Опыт № 3 «Камень может издавать звуки?»
может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучали разными камешками друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?
Вывод: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие – тихий. Камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
Опыт № 4 «Камни – хамелеоны»
камни могут изменить цвет? Предложили в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащили камни из воды. Что изменилось? Сравнили камни по цвету : мокрые камешки и сухие. Мокрые камешки стали темнее. Вывод: мокрые камни меняют цвет.
Опыт №5 «Рисующие камни»
Вспомнили, чем можно рисовать, например, на асфальте. Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: мелом или углем? Рисовали на доске мелом и углем Чем рисовать лучше? Почему?
Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает.
Опыт № 6 «Прочный камень»
воспитатель молоточком разбивал камни, они не бились, они прочные, каменная соль разбилась, потому что она состоит из маленьких кристаликов.
Вывод: камень состоящий из кресталов разбивается на мелкие кусочки, а морской камень очень твердый и прочный.
Опыт № 7 «Почему камни бывают разноцветными»
Мы брали 2-3 цветных кусочка пластилина, скатали в маленькие шарики каждый кусочек и поставили их друг на друга. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. С помощью стека разрезать пластилин и рассмотреть полосатые срезы.
Вывод: проходили миллионы лет, каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один камень.
Заключение
Проведя свое исследование, мы установили, что:
минералы широко применяются в строительстве;
процесс образования минералов происходит глубоко в Земле;
единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
искать минералы для коллекции можно везде!
На основе полученных нами данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Список использованной литературы
1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М. : ООО «Мир книги», 2004.
2. Кленов А. С. Малышам о минералах. - М. : «Педагогика-Пресс», 1996.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт. -сост. В. А. Маркин. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
.4. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.