Тагаева Дарья
Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа по формированию эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе ДОУ.
В эксперименте принимали участие дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Было исследовано 20 детей.
Экспериментальная работа по формированию эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста состоит из трех этапов:
констатирующий;
Публикация «Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
формирующий;
контрольный.
Целью констатирующего этапа эксперимента является определение уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста
В рамках данной экспериментальной работы мы использовали адаптированные нами диагностические задания по эстетическому самовыражению А. Ф. Яфальян
В ходе исследования были выделены три критерия эстетического развития детей.
1. Соматическое выражение эмоций, в котором определялась адекватность восприятия детьми эмоциональных состояний людей и выражение эмоций в движениях.
2. Вербальное выражение эмоций, в котором проверялась адекватность передачи эмоционального состояния в речи.
3. Визуально-графическое выражение эмоций, которое состояло из визуального восприятия эмоционального состояния и графического выражения экспрессии чувств и эмоций.
Что касается определения уровней эстетической составляющей эстетического развития детей, нами было использовано обоснование А. Ф. Яфальян градаций уровней эстетического отношения детей к человеку, которое соответствует развитию эстетических чувств и эмоций :
неэстетический (низкий) уровень;
предэстетический (средний) уровень;
эстетический (высокий) уровень.
Показатели, которые характеризуют каждый критерий, а также баллы, которые соответствуют уровням: 1 – низкий (неэстетический, 2 – средний (предэстетический, 3 – высокий (эстетический, отражены в табл. 1.
Критерий 1. Соматическое выражение эмоций
Задание 1. Адекватная интерпретация эмоциональных состояний людей. Каждому ребенку предлагалось продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).
Задание 2. Детям предлагалось передать в движении под музыку эмоциональные состояния: веселое и грустное.
Критерий 2. Вербальное выражение эмоций
Задание 3. Интонационное выражение эмоций. Каждому ребенку предлагалось произнести одну и туже фразу радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Задание 4. Детям предлагалось выразить прилагательными эмоциональные состояния двух контрастных музыкальных произведений.
Критерий 3. Визуально-графическое выражение эмоций
Задание 5. Восприятие эмоционального состояния. Детям предлагались карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. При этом задавался вопрос: «Какое это лицо?».
Задание 6. Детям предлагалось изобразить напуганного щенка, веселого котенка и грозного льва. При этом дети были предупреждены, что нарисованные животные могут быть не очень похожими на реальных, но должны быть очень выразительными.
Диагностика эстетического развития детей старшего дошкольного возраста проходила в естественных условиях, часть диагностических заданий проверялась в индивидуальной работе с каждым ребенком, графическое же изображение эмоций и задания под музыку проводились в группе со всеми детьми.
Дети в целом с интересом участвовали в выполнении заданий, однако уровень их эмоционального и эстетического развития достаточно неоднороден и зачастую непредсказуем. Дети произвольно выполняли движения под музыку, не задумываясь над передачей его характера. Характеристика музыки заключалось в однообразии слов: радостная, веселая; грустная, печальная. Лишь дети с высоким уровнем находили более выразительные слова: задорная, искристая; задумчивая, как будто плачет.
Общий уровень эстетического развития детей определялся суммарно,
Результаты констатирующего этапа работы продемонстрировали, что эмоциональное формирование у старших дошкольников в целом находится на преимущественно на среднем, а порой и на низком уровне. Это позволило сделать вывод, что нужно проводить работу по формированию эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, а именно художественные занятия, направленные на эстетическое воспитание старшего дошкольного возраста. Это и было сделано на следующем этапе экспериментальной работы