Елена Моисеева
Экспериментальная исследовательская работа «Шарики-растишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная исследовательская работа
Актуальность
С древнейших времён камни играют значительную роль в истории человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –
свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры
человечества называется каменным веком
человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –
свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры
человечества называется каменным веком
человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –
свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры
Публикация «Экспериментальная исследовательская работа „Шарики-растишки“» размещена в разделах
- Воздушный шарик. Опыты и эксперименты с шарами
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
человечества называется каменным веком. Уже в те далёкие времена наши
предки знали, что камни имеют различные свойства,
Гидрогель - это полимер с большим количеством поперечных связей способный поглощать воду. Его можно сравнить с губкой, с той разницей, что губка при впитывании воды сохраняет постоянный размер, а гидрогель расширяется или сжимается в зависимости от объема поглощенной воды.
Цель
Формирование представлений о свойствах гидрогеля средствами опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать представления о гидрогеле, его свойствах;
- развить умение определять свойства гидрогеля опытным путем;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
- расширять представления о значении гидрогеля в жизни человека.
Гипотеза
Гидрогелевые шарики впитывают воду и растут.
Участники исследовательской работы
Воспитатель, ребенок 5 лет
Период проведения исследования
Январь, 2021 г.
Методы исследовательской работы
- изучение научной литературы;
- наблюдения;
- опыты;
- экспериментирование;
- беседы.
1. Подготовка к исследованию
На день рождения Лере подарили пакетик с цветными маленькими шариками-растишками. Ей стало интересно, что это за шарики. Лера принесла их в детский сад показать ребятам. У Леры возникли вопросы: «Как такие маленькие шарики могут вырасти?», «Какими свойствами они обладают?». И мы решили с Лерой найти ответы на данные вопросы.
Перед тем, как начать исследование мы обратились к интернет- ресурсу, где узнали о том, что шарики-растишки состоят из гидрогеля. А гидрогель – это специальный полимер, который уникален тем, что может долгое время удерживать в себе поглощённую воду. Без использования воды шарики имеют маленький размер, а в соприкосновении с водой значительно увеличиваются в размере. Их используют для выращивания растений и декорирования.
2. Проведение исследования
2.1 Опыты с шариками-растишками
Итак, для начала мы решили рассмотреть шарики-растишки. Мы поместили шарики в прозрачную стеклянную емкость, где Лера определила, что они маленькие, разноцветные и твердые на ощупь. (Приложение 1, фото 1).
После чего она залила их водой. (Приложение 1, фото 2).
Через некоторое время шарики начали расти, постепенно увеличивались в размерах, наполняясь водой. Они становились все больше и больше с каждой минутой. В начале опыта они с трудом покрывали дно стеклянной емкости, а в конце они с трудом помещались в ней. Лера взяла их в руки, на ощупь шарики оказались гладкими и скользкими, мягкими и влажными. Понюхав их Лера определила, что они не имеют никакого запаха. (Приложение 1, фото 3).
При погружении шариков в воду мы заметили, что в некоторых местах между ними возникли «дырочки» (незаполненное пространство). Мы захотели выяснить, в чем причина? Стали доставать шарики из воды и выяснилось, что на месте «пустоты» оказались бесцветные шарики, они слились с водой, и их не было видно. Для подтверждения нашего наблюдения мы поместили бесцветные шарики в стеклянную емкость, залили их водой и увидели, что они стали невидимые в воде. Это означает, что шарики пропускают свет. (Приложение 1, фото 4 - 6).
Также мы с Лерой определили, что бесцветный шарик гидрогеля может служить лупой. Для этого Лера поднесла его к картинке, после чего она увеличилась. (Приложение 1, фото 7).
Дальше Лера решила проверить шарики на прыгучесть. Она взяла шарик и начала его подбрасывать над емкостью. Шарик прекрасно отталкивался и подпрыгивал, как мячик. (Приложение 1, фото 8- 9).
Затем мы с Лерой решили закрепить счет в пределах пяти, для этого она взяла в ладошку немного шариков и посчитала. (Приложение 1, фото 10).
В процессе экспериментирования с шариками мы размышляли с Лерой, чем они могут быть полезны человеку. Так как шарики находятся постоянно в воде и удерживают влагу, то значит, в них можно вырастить растение. Чтобы подтвердить наше предположение мы провели следующий опыт. Для этого мы с Лерой взяли стеклянную емкость и поместили в нее луковицу. Через некоторое время мы убедились, что луковица проросла. (Приложение 1, фото 11- 12).
2.2 Определение значения гидрогеля в жизни человека
Гидрогель характеризуется тем, что может впитывать влагу и удерживать ее достаточно долгое время. Данное полимерное соединение широко используется в сельскохозяйственной отрасли. Добавление гелевых полимеров в почву гарантирует постоянную необходимую влажность в ней. В такой земле саженцы растут гораздо быстрее и эффективнее. Гидрошарики отлично подходят и для кратковременного выращивания зеленых культур в зимний период на подоконнике.
Также сейчас к нему обратились и фитодизайнеры с цветоводами. Что характерно, растения можно выращивать как непосредственно в гидрогеле, так и в почве, смешанной с этим веществом. Влага, которая впитывается гидрогелем, не вытекает на поддон и не испаряется, кроме того, она не теряет своих первоначальных полезных свойств. Комнатные растения будут всегда радовать глаз изумрудной зеленью и живописными яркими бутонами, если добавить в горшок шарики-помощники.
Также гидрогелевые шарики используют и для домашней ароматерапии в сочетании с созданием эстетичного интерьера.
Нашел свое применение гидрогель и в быту. Пакетики с абсорбентом, заботливо вложенные в коробки с обувью, пакеты с одеждой, банки со специями и крупами защитят вещи и продукты от намокания.
Ну и, конечно, гидрогелевые шарики – это яркая забава для детей, которая призывает их к задорным играм.
2.3 Составление схемы «Применение гидрогеля в жизни людей»
При помощи проведенных опытов, экспериментов и наблюдений, а также положив за основу научные данные, нами была составлена схема «Применение гидрогеля в жизни человека» (Приложение 2). Она показывает, что сегодня гидрогель используется в сельском хозяйстве, цветоводстве, дизайне, игровой деятельности.
2.4 Игровая деятельность
На заключительном этапе нашего проекта мы с Лерой решили применить шарики-растишки в игровой деятельности. Из выращенных шариков мы изготовили сенсорную коробку для развития мелкой моторики. Для этого мы насыпали выращенные шарики и фигурки морских обитателей в большую емкость. Лера с удовольствием трогала, пересыпала, закапывала, откапывала, ловила удочкой и конечно просто играла с предметами из коробки. Такая коробочка позволяет ребенку развить моторные навыки и разнообразить опыт тактильных ощущений. (Приложение 1, фото 13).
Заключение
По окончании исследований Лера пришла к выводу, что гидрогель - один из наиболее распространённых материалов в мире, используемых людьми в сельскохозяйственной отрасли и цветоводстве.
А также Лера определила, что гидрогель:
- гладкий, скользкий;
- мягкий, влажный;
- обладает прыгучестью;
- не имеет запаха;
- впитывает воду.
Проведенные нами наблюдения и исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы. Изучение свойств гидрогеля позволило ребенку оценить важность этого материала в жизни человека.
Таким образам, в ходе выполнения данной исследовательской работы нами были достигнуты поставленные цели и решены соответствующие задачи.
Список литературы
- Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
- Модель Н. А. «Химия в ванной. Исследовательская деятельность детей. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 128с.
- Нищева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» Издательство: "Детство-Пресс" 2013г. - 320 с.
- Интернет- ресурсы.