Светлана Иевлева
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Эксперимент с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе
Тема: «Эксперимент с воздухом»
«Познание»
- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке,их значимости для жизни общества в целом;
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе „Эксперимент с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
-развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
«Коммуникация»
-способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
-воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
«Социализация»
-развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;
-развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
«Здоровье»
-закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха,о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
-формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.
«Безопасность»
-закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Труд»
-развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);
-воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
«Чтение художественной литературы»
-На предварительном этапе:
-развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучки).
-Давайте ее откроем,что нам прислали? Пусто. Посмотрим, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) конверт,посмотрим, что там? Буквы? (В, О, З, Д, У, Х)
-А что же нужно с ним сделать? Собрать, а в какой последовательности?
Ой, а тут еще прикреплена какая- то открытка с загадкой.
-Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
-Давайте разобьемся по парам и соберем слово и проверим отгадку. Каждой паре раздали конверт с буквами. Соберите слово! Получилось слово Воздух.
-Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)
-Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.
-Я знаю, что человек может прожить без еды- 5 недель, без воды- 5 дней, без воздуха не больше 5 мин.
-Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые- исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
-Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своим опытом, и в нашей лаборатории, провести опыты.
-Скажите, каким качеством должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным.)
-Я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают халаты)
Итак, я предлагаю вам познакомиться, я вас представляю друг другу по именам.
-Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать.
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность.
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
-Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
-Проходите, коллеги в научную лабораторию, и располагайтесь.
-Посмотрите на доску, нам предложена какая- то модель, как вы думаете, что здесь изображено (глаз, руки, Ухо, нос, гиря)
-Посмотрите на модель (глаз0. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (Как можно увидеть воздух)
Эксперимент№1. «Как поймать воздух?»
-Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите что в нем? (он пустой)
-Да. Он пустой, его можно сложить. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? Воздух занял все место в мешке. Вы его видите? Какой он? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешок. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Что изменилось? Пакет опять стал пустым.
Вывод: Воздух нельзя увидеть (его можно почувствовать). Он не имеет цвета. Он прозрачный, его можно почувствовать.
Воспитатель: У меня в руке стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего). А мы проверим ваши версии.
-Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идет эксперимент.
Воспитатель: Берем стаканчик и помещаем в него салфетку. Потрогайте, она сухая или мокрая? (Дети трогают и говорят, что сухая)
-Как вы думаете, если я положу ее в стакан и стакан опущу в воду, что произойдет с салфеткой. (Она намокнет)
-Сейчас проверим. (Переворачивает стакан вверх дном, осторожно погружает его в воду, не наклоняя до самого дна емкости. После этого ставит его на стол).
-Ну, что. Посмотрим. Намокла ли салфетка? (Дать попробовать детям. Нет, она сухая0
-Как вы думаете, что могло помешать воде намочить салфетку? (Воздух0.
Воспитатель: Конечно, ей помешал воздух, который находился в стакане. А как вы думаете, если опустить стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдет с салфеткой? (Высказывания детей).
Воспитатель: А хотите проверить? Посмотрим. Она намокла. Как вы думаете почему? (Воздух вышел, а его место заняла вода).
Воспитатель: Совершенно верно. А как вы узнали о том, что воздух вышел из стакана? (появились пузырьки)
Воспитатель: А пузырьки это что? (это воздух).
Воспитатель: Хотите попробовать сами.
Воспитатель: Итак. Воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на доске. (Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент- ребенок берет трубочку. Опускает один конец в воду, а в другой дует).
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочку сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?
Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и емкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, что мы должны еще сделать? Что дальше нарисовано на модели? (Руки). Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?
Воспитатель: А вы хотите почувствовать воздух?
-ПОДУЙТЕ НА ЛАДОШКИ, ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ? (ВОЗДУХ, СТРУЮ ВОЗДУХА).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам почувствовать воздух при помощи вееров. Возьмите их и помашите на себя. Что вы чувствуете? А какой он – теплый или прохладный? (прохладный).
Воспитатель: Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: как можно почувствовать воздух? (Да).
-А кто считает по- другому?
-При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера дули на ладошки).
Воспитатель: Уважаемые коллеги, вы, наверное, устали и пора нам сделать перерыв, отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы работали, устали
Воздух дружно изучали,
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись,
Всем друзья мы улыбнулись,
Наклонились раз, два,
Чтобы не болела голова.
Мы разминку завершаем,
К опытам мы приступаем.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, теперь сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.
-Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
-Посмотрите, на следующую модель, нарисованно «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
-А еще у нас на столе есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку выпустить воздух,что мы слышим? Писк, воздух.
-С помощью чего мы услышали воздух, коллеги? (Нам помогли крышки, бутылки, шарик).
Вывод: Воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Воспитатель: На столе у нас есть баночки.
-Посмотрите, в них что- нибудь есть? (нет, воздух).
-Правильно, воздух. Дети, понюхайте, как он пахнет. Чем он пахнет?
-Как вы думаете, почему баночки пустые, а пахнут по разному?
-Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Коллеги, посмотрите, у нас осталась одна модель, что это- «гиря».
-Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух? Как вы думаете? Давайте проверим.
Воспитатель: На столе у нас лежат камешки, как вы думаете, а что с этими камешками делать?
-А давайте эти камушки опустим в воду и посмотрим, что произойдет, как вы думаете?
- Интересно, а почему камушки тонут?
-Получается, что камни тяжелее, поэтому они тонут.
-А вот если шарик опустим в воду, он утонет?
-Давайте прверим.
- Странно, камешки утонули, а шарик- нет. Почему так происходит? Как вы думаете? (В шарике воздух, он легче, чем вода).
Вывод: Воздух имеет вес, он легче, чем вода.
Воспитатель: Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом и убедились, в том какие интересные открытия делают ученые в своих лабораториях. Вам понравилось занятие?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня о воздухе.
Дети:
-Воздух нельзя увидеть, его можно почувствовать.
-Он не имеет цвета.
-Воздух можно услышать разными способами.
-Воздух имеет вес, он легче воды.
-Воздух без запаха.
Дети:
-Увидели воздух :
-С помощью трубочек и емкости с водой, когда наклонили стаканчик.
-Почувствовали воздух с помощью вееров, дули на ладонь.
-Услышали воздух с помощью колбочек, колпачков, шарика.
-Воздух имеет вес с помощью камешек и шарика.
-Воздух не имеет запаха, он приобретает запах тех предметов, с которыми соприкасается.
-Он есть всюду.
Дети читают стихи.
1. Воздух- это то, чем мы дышим,
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолет.
2. Птица в воздухе летает
Разным воздух наш бывает.
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
3. Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
4. Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял….
Воздух разный, он такой,
Где найдем его с тобой?
Танец «Шарики воздушные»
Воспитатель: Наш эксперимент подошел к концу, вы все были внимательными, активными, любознательными. Уважаемые коллеги, вы сейчас разъедитесь по разным городам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу. В память о нашей работе я хочу подарить вам мыльные пузыри.