Елена Антонец
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста, о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
3. Обеспечить получение опыта взаимодействия в группе, преодоление боязни тактильного контакта.
Предварительная работа:
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, по количеству детей, схемы последовательности действий, шапочки, таз с водой, модели корабликов.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и побывать в «Научно-исследовательской лаборатории».
- Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
- Можно я как старшая по возрасту возьму на себя роль директора лабораторией? Ответ детей. ми (одевает халат).
- А вы будете научными работниками лаборатории. Я предлагаю вам сейчас выбрать лабораторию в которой ваша компания будет проводить научные эксперименты.
Уважаемые сотрудники предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места. (надевают шапочки и проходят в лабораторию)
Основная часть :
В лаборатории на столах находится оборудование, которое необходимо для проведения опытов и исследований.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (Воздух)
Что это? (Ответы детей)
Правильно ребята, воздух.
1 опыт. «Поймай воздух» При помощи полиэтиленовых пакетов «ловим» воздух.
Рассматривание пакета с воздухом.
- Вы видите воздух?
- Значит воздух какой?
- Какими словами можно его назвать (невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно).
Это качество воздуха обозначим символом – перечёркнутый глаз.
Вывод: Воздух невидим, но если его поймать в пакет, то он примет форму пакета и мы сможем его увидеть.
Воспитатель. Как мы еще можем увидеть воздух с помощью, оставшегося в этой лаборатории оборудования? (Предлагаю подуть через трубочку в стаканчик с водой) Что мы видим? (пузырьки)
Вывод: Воздух есть внутри нас, мы дуем в стакан с водой, воздух легче воды, поэтому он всплывает на поверхность в виде пузырьков.
2 опыт: Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?
- А поможет нам в этом оборудование, которое находится в третьей лаборатории. (На столе лежат веера, по количеству детей). Помашите веером перед лицом, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (веер движется и как бы подгоняет воздух, воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок)
Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.
3 опыт : на столе стоят стаканчики ко дну прикреплена салфетка. Дети по схеме проводят опыт. Переворачивают стаканы отверстием вниз и опускают в воду. Вода полностью закрыла стаканы, аккуратно вынимают из воды. Потрогайте салфетку, какая она?
Дети лаборанты. Сухая.
Почему? Потому что в стакане воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняют его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.
Вывод: стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух.
4 опыт :
Дети опускает парусники на воду, дуют на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).
Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».
Обсуждение с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).
Вывод: Пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность.
Рефлексия :
Уважаемые ученые, что мы знали о воздухе?
Дети. Воздух не имеет форы, цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды.
Воздух необходим для жизни человека.
Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.