Лариса Медведева
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в старшей группе.
Конспект НОД «Стекло и пластмасса»
Подготовила и провела:
воспитатель: Медведева Л. И.
Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель.
Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы.
Задачи.
-Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов.
-Учить выявлять свойства стекла и пластмассы.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности „Стекло и пластмасса“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пластмасса. Свойства пластмассы
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
-Закрепить правила поведения при проведении опытов;
-Развивать внимание, память, наблюдательность;
-Развивать умение делать выводы;
-Воспитывать бережное обращение с предметами.
Предварительная работа.
Создание мини-музея из стеклянных и пластмассовых изделий,
составление описательных рассказов, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма.
Оборудование.
Изделия из стекла и пластмассы, разноцветные стеклышки, разноцветные пластмассовые кружочки, бумажные салфетки, стаканчики стеклянные и пластиковые с водой.
Словарная работа: пластмасса, стекло, водонепроницаемость, хрупкость, хрусталь, прочность.
Ход занятия
Организационный момент
(Дети входят в группу и встают в круг)
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуй, я, я,
Здравствуйте, мои друзья.
А гостям мы скажем дружно:
«Здравствуйте!
Рады мы вас видеть в группе!»
Воспитатель. Ребята, королевы стекла и пластмассы просят нашей помощи и просят ответить: «Кто из них на свете всех лучше, всех полезней и нужнее?»
Поможем, примирить королев?
Дети. Поможем.
Воспитатель. Тогда отправляемся в музей стекла и пластмассы.
В музее представлено множество удивительных, по красоте, изделий.
Д/и (Волшебные предметы)
Воспитатель предлагает назвать предметы, которые представлены в музее.
Дети учатся согласовывать существительное с прилагательным: стеклянная чашка, пластмассовый стакан, стеклянная ваза, пластмассовый стул, пластмассовый глобус, стеклянная змейка, стеклянное окно, пластмассовое ведро.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на то, что предметы похожи друг на друга, все они «родственники». Почему? Их можно разделить на две группы. Какие?
Дети. Одни предметы сделаны из стекла, они – стеклянные. Другие сделаны из пластмассы, они пластмассовые.
Воспитатель. А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло и что такое пластмасса.
Стекло изобрели давным-давно. Его выплавляли из песка, золы, соды. В расплавленную массу добавляли различные металлы. Стекло от этого становилось цветным. Затем мастер брал глиняной палочкой расплавленную массу. А через другой конец палочки выдувал стеклянный пузырь. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму. Так получались бокалы, вазы, тарелки, фигурки животных…
Чтобы сделать оконное стекло стекольщик выдувал большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, затем еще теплую трубу «распарывал» и разворачивал на столе. Так получался стеклянный лист. В наши дни производство стекла механизировано.
Пластмасса же - это высокопрочный, эластичный, современный материал, которого в природе нет. Разные вещества смешивают, нагревают, и специальные машины формируют, из пластичной массы, различные предметы. Производство пластмассы намного дешевле, чем производство стекла.
Воспитатель. Ребята, давайте пройдём в нашу лабораторию. В лаборатории мы проведем несколько экспериментов, чтобы узнать, какими свойствами обладают стекло и пластмасса.
Но сначала мы должны повторить правила поведения в лаборатории.
Дети.
В лаборатории надо:
- работать только на своем месте,
- нельзя кричать,
- не трогать что- либо без разрешения,
- ничего нельзя пробовать на вкус,
- соблюдать осторожность при работе, особенно со стеклом.
Дыхательная гимнастика (Мы стеклодувы)
Воспитатель. Представьте, что вы стеклодувы, и вам нужно выдуть стеклянный шар. Вместо стеклянной массы у нас мыльный раствор. А выдувать мыльные пузыри мы будем через коктейльные палочки. Выдох должен быть медленным и продолжительным.
(Дети выдувают пузыри)
Воспитатель. А сейчас пройдем на свои места и проведем несколько экспериментов.
( На столах лежат: стеклянные и пластмассовые шарики, прозрачные стеклянные и пластмассовые стаканы, бутылка с водой, разноцветные камешки и другие предметы)
Эксперимент №1 (Цветные камешки)
Воспитатель предлагает бросить в стеклянный стакан и пластиковый стакан цветные камешки.
Воспитатель. Какой вывод можно сделать?
Дети. Камешки хорошо видны, значит стекло и пластмасса прозрачные.
Эксперимент №2 (Шарики)
Воспитатель предлагает взять в руки шарики, лежащие на столах, и потрогать их.
Воспитатель. Ребята, какие шарики на ощупь. Закройте глаза и определите, какие из них стеклянные, а какие пластмассовые.
Дети. Одни шарики: гладкие, холодные, твердые. Другие шарики: гладкие, теплые, мягкие. (Дети бросают в воду в один стакан стеклянные шарики, а в другой пластмассовые шарики.) Шарики в одном стакане утонули, а в другом – нет.
Дети делают вывод, что в первом стакане – стеклянные шарики, а во втором – пластмассовые. Изделия из стекла тонут, а из пластмассы – нет.
Эксперимент №3
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла и пластмассы, для чего в стаканы наливают воду, убеждаются, что стекло и пластмасса не пропускают воду, т. е. они водонепроницаемы.
Эксперимент №4 (Музыкальные стаканчики)
Воспитатель. Возьмите карандаш. Слегка ударьте карандашом по стенке стеклянного стакана, а затем по стенке пластмассового стакана и послушайте. Что вы слышите?
Дети. (Дети сравнивают)
У стекла мелодичный звук, а у пластмассы – глухой.
Д/и «Повтори мелодию» (Дети повторяют «мелодию», которую простукивает воспитатель)
Эксперимент №5 (Что тяжелее)
Воспитатель предлагает определить, что тяжелее, стекло или пластмасса.
Воспитатель. На правую чашу весов положите стеклянный кубик, а на левую чашу – такой же по форме и размеру пластиковый кубик. Что тяжелее? Что легче?
Дети. Стекло тяжелее пластмассы. Пластмасса легче стекла.
Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник, (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник, (другая рука - изогнута, как носик)
Вот стеклянные чашки, (присесть)
Очень хрупкие, бедняжки, (руки на поясе)
Вот стеклянные блюдца, (кружатся)
Только стукни - разобьются, (хлопают)
Вот пластмассовый поднос (сделать большой круг руками перед собой)
Он посуду нам принес (шагают на месте)
Звучит песня «Разноцветная игра».
Эксперимент №6 (Разноцветные стеклышки)
Воспитатель. Как можно раскрасить окружающий мир?
Дети. Красками, карандашами.
Воспитатель. Перед вами разноцветные (красные, желтые, синие, белые) стеклышки и пластиковые кружочки. Посмотрите вокруг через них. Что, вы, видите?
(Дети рассматривают предметы через разноцветные стеклышки)
Дети. Все вокруг стало разноцветным. Я вижу красный стол. Я вижу желтые игрушки. Я вижу синий мяч. Я вижу красные деревья. Я вижу синее яблоко.
Воспитатель. А как перекрасить мир в зеленый (оранжевый) цвет?
Дети. Чтобы раскрасить мир в зеленый цвет, надо соединить синий кружочек с желтым кругом и посмотреть через них вокруг.
Чтобы раскрасить в оранжевый цвет, надо соединить желтый кружочек с красным кругом и посмотреть через них вокруг.
Эксперимент №7 (Горит, не горит)
Воспитатель проводит эксперимент, который показывает, что стекло не горит и не нагревается, а пластмасса – нагревается, может расплавиться и загореться.
Эксперимент. На дно стеклянного и на дно пластмассового стаканов ставят свечи. Свечи должны быть ниже краев стакана. Для безопасности наливают немного воды на дно. Свечи в обоих стаканах поджигают. Через несколько секунд, притрагиваемся к внешним стенкам стаканов. Стенка стеклянного стакана остается холодной, а стенка пластмассового стакана стала теплой.
Воспитатель. Необходимо помнить, что нужно быть очень осторожными при обращении с огнем.
Перед вами схема (мнемотаблица, по ней назовите все свойства стекла и пластмассы.
Д/И «Закончи предложение»
Стекло прозрачное и пластмасса …
Стекло может быть цветным и пластмасса …
Стекло хрупкое, а пластмасса …
Стекло водонепроницаемое и пластмасса …
При постукивании стекло издает мелодичный звук, а пластмасса …
Стекло тяжелое, пластмасса …
Стекло холодное, а пластмасса …
Воспитатель. Мы познакомились со свойствами стекла и пластмассы. Скажите, что же лучше и нужнее стекло или пластмасса?
Дети. Из этих материалов люди изготавливают много полезных предметов. И стеклянные и пластмассовые вещи нужны людям.
Воспитатель. Вот мы и подружили наших королев.
Воспитатель. Теперь мы пройдем в творческую мастерскую. Здесь королевы приготовили сюрприз. Они научат нас, как из стеклянной банки, пластиковой бутылки сделать аквариум так, чтобы там плавали рыбки.
Воспитатель. У вас на партах стоят: стеклянная банка с водой, пластиковая бутылка (без дна, пластмассовые рыбки, камешки, пластилин.)
1. Возьмите бутылку (без дна, с помощью пластилина прикрепите к ней разноцветных рыбок.
2. Опустите бутылку (без крышки) с рыбками в банку с водой.
3. Декоративные камешки бросьте в воду. Получился аквариум.
4. Чтобы ваши рыбки поплыли, закройте бутылку крышкой и вращайте ее вокруг себя. Что получилось?
Дети. В аквариуме рыбки поплыли.
Рефлексия.
Воспитатель. Итак, чем мы сегодня занимались? Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом и пластмассой? Что вы узнали нового? Что понравилось?
Спасибо всем за работу.