Лидия Антоновна
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Свойства и особенности песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе.
Тема «Свойства и особенности песка».
Цель:выявление особенностей проявления любознательности у детей
старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности.
Программное содержание:
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2. Развивать познавательную активность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
Публикация «Экспериментальная деятельность в подготовительной группе „Свойства и особенности песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
3. Формировать представление о пескекак об объекте неживой природы, его свойствах; представления опроисхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
4. Закрепить знания детей о пустыни как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь;
Материалы и оборудование:
конверт с письмом, подборка иллюстраций по теме, стакан с чистым сухим песком, большой лоток для песка, стакан с водой, изделия из керамики, форма для песка, кусок глины, дощечка, лупа, два камня,белый лист бумаги.
Предварительная работа:
познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов, работа с глобусом, чтение разделов детской энциклопедии по данной теме.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, я получила письмо от медвежонка Умки.
Давайте прочитаем!
«Здравствуйте ребята. Я живу на северном полюсе в Арктике. Мой край
очень красивый белые бескрайние просторы, ледяная пустыня. А моя мама говорит, что на Земле есть еще пустыни, но другие –из песка. А что такое песок? Напишите мне о нем».
Что же такое пустыня?
Дети:ответы.
В: пустыня - это природная зона, огромная не населеннаятерритория, где жарко или наоборот холодно (как у Умки). На какое слово оно похоже?
Д:пусто, пустой.
В: вы правы, похоже на слово пусто или пустой. Ноэто совсем неозначает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни. Надо отметить, что растительный и животный мир пустынь крайне скуден.
(Показ иллюстраций).
Какая самая большая пустыня в мире?
Д:сахара.
В: какие животные и растения живут в пустыне?
Д:кактусы, колючки, змеи, скорпионы, вараны.
В: какая неживая природа царствует в пустыне?
Д:песок.
В:предлагаю отправиться в лабораторию и узнать, что такое песок и
какие у него свойства.
Опыт N 1: «Песок —это множество песчинок».
В:перед вами стакан. Что там находится?
Д:песок.
В:давайте рассмотрим его. Возьмите белый лист бумаги, и насыпьте на
него, из стакана, небольшое количество песка. Что вы видите? (рассмотреть через лупы)
Д:много маленьких частичек.
В:это песчинки! Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы
получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. (показ иллюстрации горы из песка)
Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины.
В какой горке больше- меньше песчинок? О чём мы узнали?
Д:в песке много песчинок!
В: в пустыни много песчинок?
Д:в пустыни очень много песчинок.
Опыт N 2: «Сухой песок может сыпаться»
В:возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место, на лист бумаги. (Показывает, дети выполняют).
Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы. Что происходит?
Д:песок движется.
В:движение похожее на течение. Почему это происходит?
Д:песок сыпучий, он сыпется.
В:в пустыни пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря.
(показ иллюстрации)
Дыхательная гимнастика «Подуем на песчинку»
ИП: стоя, одна рука, ладошкой вверх, около рта, другая опущена. Делать
глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, губы дудочкой, как будто сдуваем песчинку с ладони. Повторить тоже с другой руки.
Опыт N 3: «Свойства мокрого песка»
В:давайте попробуем что-нибудь построить из сухого песка.
Дети пробуют лепить
В: получается?
Д: нет, песок рассыпается.
В:тогда попробуем намочить сухой песок (каждому ребёнку мочит
песок). Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Что происходит?
Д:он не сыпется!
В:положите его в формы, сделайте фигурки. Какие фигурки получились?
Д:называют фигурки, которые у них получились.
В:какой вывод можно сделать?
Д:мокрый песок легко лепится, принимает разные формы.
В: это происходит вот почему: когда песок намокнет, воздух между
гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает при строительстве домов. (показ иллюстрации кладки дома)
В:сейчас мы поиграем в игру «Сухой –влажный».
На слово сухой –вы садитесь на корточки, на слово влажный –берётесь за руки, на слово ветер –бегаете.
Опыт N 4 «Волшебный материал»
Обращает внимание на дощечки.
В:что перед вами?
Д:это глина.
В: возьмите её в руки. Какая она?
Д:мнётся в руках, вязкая.
В:предлагаю вам слепить колобки из глины. (Дети лепят колобки).
Давайте проверим прочность изделий: колобка из глины и фигурки из песка! Попробуйте взять в руки изделия из песка, что произошло?
Д:фигурка из песка рассыпалась, она не прочная, колобок из глины
сохранил форму, он прочный.
В: еслимы перемешаем песок и глину, скатаем колобок,
(Дети выполняют задание, что получится?
Д:прочное изделие!
В:предлагаю вам слепить чашку или тарелку в подарок для Умки.
Дети приступают к работе, а воспитатель рассказывает
Одно из свойств глины, сохранять форму, с давних времён используют люди. Изготовляя посуду, игрушки, предметы, необходимые в обиходе. Но эти предметы были недостаточно прочные, часто раскалывались, ломались. И как-то люди заметили, что если в глину добавить песок, обжечь изделие в печи, то оно становится очень прочным. С тех пор люди используют эту смесь при изготовлении посуды, других предметов, и называют керамикой.
В:ребята, а вы знаете от куда берётся песок?
Д:ответы.
В:Предлагаю провести следующий опыт!
Опыт N 5 «Камень - трение - песок»
В:перед вами белые листы бумаги, два камня и лупа. Сильно потрите
камни друг о друга над белым листом, и посмотрите на лист через лупу. Что вы видите?
Д:на листе много маленьких песчинок.
В:так и в природе, под воздействием воды, ветра,солнца, камни
разрушаются до маленьких частичек. Эти частички и есть песок! Какой сделаем вывод?
Д:при разрушении камня получается песок.
В: в пустыни откуда берётся песок?
Д: ответы.
В: часть пустынного песка образуется от разрушения гор. Основную
массу песка приносит в пустыни ветер. Ребята, теперь мы много знаем! Сможем ответить на письмо Умки?
В: первый вопрос Умки, что такое песок?
Д: песок - это множество песчинок.
В: второй вопрос Умки, какие свойства у песка?
Д:Он сыпучий, песок может двигаться. Из мокрого песка можно лепить разные фигурки, а если перемешать его с глиной, то фигура будет прочнее. Песок образуется при разрушении гор.
В:как использует человек песок в быту?
Д: в строительстве, при изготовлении посуды, стекла, в песочнице для
игр.
В: молодцы, ребята! Вы помогли Умкеразобраться что такое песок, какими свойствами от обладает и как его используют. Да и сами узнали много нового!