Наталья Коршунова
Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать
Экспериментирование во время непосредственно
образовательной деятельности
В младшем и среднем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность осуществляется через «решение проблемных игровых ситуаций» и непосредственно образовательную деятельность с элементами экспериментирования. Первые позволяют развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма конкретно формирует представления об объектах и явлениях и через опыт или эксперимент, доказывает подлинность получаемых детьми знаний.
Публикация «Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Для детей старшей группы планируют непосредственно образовательную деятельность интегрированной направленности, на них одновременно реализуются несколько видов детской деятельности. Цели данной деятельности направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать ребенка, проявлять творческое мышление. В основе занятий с экспериментированием лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов итогом которых являются умозаключения детей.
Мыслительные эксперименты (игры.) Cуществуют такие развивающие игры, действия, и рассуждения в которых проходят в уме. Психологи называют такие игры мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.
Играть с младшими дошкольниками стоит начать с хорошо знакомых всем игр: «Парные картинки», «Найди два одинаковых предмета», «Найди пять различий», «Найди ошибки художника», «Что хотел нарисовать художник?», «Картинки-путаницы». Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…»? и многие другие.
Экспериментирование в различных видах деятельности.
- Художественно-продуктивная деятельность.
Один из путей развития познавательной и творческой личности ребенка – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности. Различные приемы рисования дают огромную возможность экспериментирования с красками, водой: пальчиковое рисование, целлофаном, по мокрой бумаге, щеткой, воздухом через соломинку, скомканной бумагой. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
- Развитие речи
(опыты с речевым аппаратом, звуками речи, словами).
- Музыка.
В процессе экспериментирования со звуковым материалом развиваются инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, а так же способствует развитию интеллектуальной компетентности в музыкальном образовании. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводят в поисках звуков города, деревни; ассоциации при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводим шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
- Наблюдения.
Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до5 минут времени, учитывая эти данные, планируют кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на их ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставится поисковая задача, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.
- Труд в природе.
Основная работа по изучению условий, необходимых для жизни растений, проводится в рамках трудовой деятельности. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. К пяти годам у детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинают экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогут запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой во время уборки снега, дошкольники узнают о защитных свойствах снега. Осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет. На весь сезон работы на цветнике и в огороде можно выделить экспериментальный участок земли, где не во вред всем растениям будет можно ставить эксперименты над отдельными экземплярами.
- Мини- музеи.
Музейная педагогика используется для достижения различных познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же формировании исследовательских умений и навыков. В мини-музее можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, отведать на вкус, примерить на себя, а если с ним еще можно и поэкспериментировать. Например, в музее песка можно попробовать песок сделать цветным; в музее солнца провести опыты с солнечным зайчиком, в музее камня с помощью пластилина можно узнать, как появились камни самоцветы. В ходе данной работы предоставляется возможность на успех каждому ребенку в близком только ему виде деятельности. Музыкальный ребенок отличится в опытах со звуками, инструментами; юный математик легко справится через эксперименты с объемами, весом; творческие личности проявят себя в опытах с бумагой, красками.
Экспериментирование в лаборатории.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности стоит оборудовать место для Уголка экспериментирования. В уголке экспериментирования необходимо иметь : различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
Учить действовать детей в лаборатории начинают со старшей группы, так как именно к этому возрасту формируется необходимый минимум знаний и умений. Опыты организуют по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но вход воспитатель не вмешивается. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.
Для безопасного исследования с детьми нужно разработать правила, памятки работы с материалами (разрешающие и запрещающие знаки); для успешного осуществления опыта оформить схемы. Каждый ребенок может иметь свой «Научный дневник», где фиксируется работа ребенка.