Ольга Сидорова
Экспериментальная деятельность «Песок и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность
«Песок, его свойство»
Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами песка.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
3. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
4. Расширять и активизировать словарный запас детей.
5. Закрепить знания о применении песка.
6. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
Публикация «Экспериментальная деятельность „Песок и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Оборудование: тарелки сухим и мокрым песком, лупы, 2 стакана с водой, иллюстрации, ложки, палочки, трубочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам снова стать исследователями. И поработать в лаборатории. Что называют лабораторией и что там делают? Это помещение, где делают опыты, наблюдают, узнают, что - то новое. Мы с вами сегодня будем лаборантами, и как самые настоящие лаборанты будем проводить опыты, наблюдать, делать выводы. Пройдемте в нашу мини лабораторию. Но прежде, чем пройти в лабораторию отгадайте, что мы с вами будем изучать.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расправлен даже.
- Ребята, что это? (песок).
Этим мы сейчас с вами и займемся. А для того, чтобы быть настоящими лаборантами, нужно выполнять четыре правила. Давайте вспомним их:
1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2. Точно выполнять указания;
3. Аккуратно работать с оборудованием и материалами;
4. В конце опытов делать выводы.
Повторите эти правила. Молодцы! Правила вы знаете, а теперь давайте вы будите лаборантами, а я старшим лаборантом.
-Подумайте, где можно увидеть песок? (на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке). Верно (повесить иллюстрации)
- Что же такое песок? Об этом мы узнаем в нашей лаборатории.
2. Опыты.
Прежде чем заняться работай давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Шла по полю черепаха,
И дрожала вся от страха.
Кусь-Кусь, кусь-кусь,
Никого я не боюсь.
Опыт №1. Из чего состоит песок?
Восп. : - Ребята, как можно, узнать из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа).
-Давайте рассмотрим. Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).
- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? (песок сыпучий).
Вывод: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).
Опыт №2. Песок сухой и мокрый.
- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)
- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)
Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды).
-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.
Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус (дети пробуют). Получается? (да)
-А теперь с сырым (дети пробуют) Получается? (нет)
- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).
Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет. Сухой песок светлый, а мокрый темный.
Опыт № 3. Следы на песке.
-Давайте ребята, оставим следы на сухом песке и на мокром ладошкой. Из сухого песка нельзя сделать постройку, а из мокрого песка можно.
Вывод: На мокром песке остаются следы. Мокрый песок принимает любую нужную форму. А сухой рассыпается.
Опыт №4. Движение песка.
-Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят «песок движется».
Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем. (дуем сначала на сухой песок, а заем на сырой).
-Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)
- Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.
Вывод: Песок двигается.
3. Физкультминутка.
Сидели два медведя
На тоненьком суке.
Один читал газету,
Другой молол муку.
Ра ку-ку, два ку-ку.
Оба шлепнулись в муку.
Хвост в муке,
Уши в кислом молоке.
Опыт №5. Растворяется в воде.
- Возьмите одну ложку сухого песка и опустите в воду. Размещайте ложкой. Растворился песок в воде или нет? Так же сделайте с мокрым песком.
Вывод: Песок не растворяется в воде.
Опыт №6. Имеет запах или нет.
-Ребята мы с вами работаем с песком. Сухой песок имеет запах, а мокрый?
Вывод: Сухой не имеет запаха, а мокрый имеет.
4. Песок – кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.
Вывод: песок создан природой.
5. Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка? (в пустыне)
Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни)
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне? (Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы)
Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).
6. Итог: Что мы исследовали? О чем мы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?