Надежда Николаевна Сураева
Мастер-класс Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру
/или эксперименты в домашних условиях/.
Цель:
Познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с водой.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2015
Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен родителям, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Ребенок по своей природе - исследователь. Ребенок охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Исследовательская деятельность для ребенка может стать одним из условий развития любознательности, а в итоге интересов ребенка.
Важное место в экологическом воспитании человека занимает семья. Именно там формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состарится». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования : бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать правила:
1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится морская соль, пена для ванны или кусочки мыла и т. п. Кухня тоже может стать местом эксперимента. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Туда можно положить губки, чтобы узнать, какая из них наберёт в себя больше воды, затем отжать воду в приготовленные баночки. В какой баночке будет больше воды? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? Пусть ваш ребёнок сам ответит на эти вопросы. Важно только, чтобы не оставить ребёнка без ответа. Если вы не знаете точного ответа, то обратитесь к справочной литературе. Эксперименты можно проводить во время любой деятельности, а ваши дети путём проб и ошибок будут искать верное решение.
Предлагаю Вашему вниманию серию несложных опытов для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
1. Волшебница-вода:
«Вода нужна всем»
Материалы: фасоль (горох, вода
Процесс: Предложите своему ребёнку две горошинки или фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать её во влажном состоянии. Вторую горошинку он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет её смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконниках.
Итог: В одной из горошинок появится росточек, а в другой – нет. Почему? В результате таких наблюдений ребёнок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
«Друзья - враги»
Материалы: Масло, вода.
Процесс: Это жидкости никогда не смешиваются друг с другом, но… Предложите своему чаду вместе с вами добавить средство для мытья посуды.
Итог: В результате получится смесь молочного цвета, так как мыло не дает капелькам масла слиться и образовать плотный слой.
«Мыльные пузыри»
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс: Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку.
Итог: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
2. Кто в доме-природе живё т:
«Дыхание листа»
Материалы: Цветок в горшке, вазелин.
Процесс: Возьмите вместе с ребёнком цветок в горшке и намажьте толстый слой вазелина на верхнюю поверхность четырех листочков. Намажьте толстый слой вазелина на нижнюю поверхность других четырех листочков. Понаблюдайте за листочками. Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.
Итог: Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист.
3. «Что у нас под ногами»
«Как передвигается вода в почве»
Материалы: Земля, вода, цветочный горшок (жестяная банка от консервов) с отверстиями на дне.
Процесс: Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или жестяную банку от консервов с отверстиями в дне.
Итог: Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдёт некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.
Главное достоинство экспериментов, опытов в том, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.