Екатерина Савченко
Опытно-экспериментальная деятельность: Тема Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира в ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность :
Тема «Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира «Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведениям и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены».
Пояснительная записка.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность: Тема Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира в ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Исследование проводилось 2013- 2014 году в МБДОУ «Детский сад № 15 «Бережок» на базе подготовительной группы «Ромашка» (24 ребенка). Дети были поделены на две подгруппы группа «А» и группа «В» (по12 воспитанников).
В течение года с группой «А» была апробирована технология «Психогимнастика» направленная на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). В конце года с помощью диагностического материала было проведено сравнение результатов и сделаны выводы.
Были использованы нормативно-правовые документы
• Законом РФ «Об образовании» ст. 15 п. 3 «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся».
• Типовым положением «Об образовательном учреждении»
• Концепцией федеральной целевой программы развития образования
• Уставом ДОУ
Актуальность
В наше время все больше и больше детей нуждаются психологической помощи и чем раньше она будет оказана тем эффективнее будет. Учеными доказано, что помощь должна оказываться уже в дошкольном детстве. Поэтому, очень важно, чтобы в дошкольном учреждении методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.
Технология «Психогимнастика», которая не только не утратил актуальность, а, напротив, с введением ФГОС НОО, приобрел новый смысл.
Специально организованные занятия с педагогом-психологом помогают всем участникам образовательных отношений решать специфические проблемы адаптационного периода, а также в дальнейшем более эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. С введением ФГОС актуальность результатов развивающей деятельности педагога-психолога возрастает, поскольку педагоги в тесном сотрудничестве с психологом формируют у обучающихся комплекс УУД, что способствует созданию единого психолого-образовательного пространства, где каждый участник коммуникации осознаётся собой и другими как часть целого. Воспитатель, работающий в тесном контакте с психологом, открывает всё новые возможности своих учеников, и это один из источников профессионального роста самого педагога.
Материалы диагностики эффективности совместных усилий всех участников образовательных отношений ДОУ представлены в приложении. Они не отражают всего объёма диагностических мероприятий, но иллюстрируют наиболее существенные параметры, оказывающие значительное влияние на успешность обучения и развитии: уровень учебной мотивации, самооценка выпускников начальной школы, как видно из диаграмм. Также одним из важнейших универсальных учебных действий (далее в тексте - УУД, влияющим на формирование саморазвивающейся личности обучающегося, является способность дошкольников к рефлексии результатов собственной деятельности. Положительная динамика развития названного УУД также отражена в диаграмме
Цель эксперимента
Укрепление психологического здоровья, обеспечение полноценного развития психики старших дошкольников в соответствии с социокультурными нормами развития, во взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, и способность соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Задачи эксперимента.
1. Изучить литературу по поставленной задаче.
2. Разработать перспективное планирование.
3. Набрать группу для апробации.
4. Проводить коррекционно-развивающие занятия.
5. Провести диагностику двух подгрупп и сравнить их динамику.
6. Заделать выводы.
Формы и методы работы
Занятия проводятся в групповой форме, что даёт наибольший развивающий эффект, так как психологические проблемы старшего дошкольника наиболее ярко обнаруживают себя в процессе общения со сверстниками.
Основные приё мы и методы работы:
1. Психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические) проводятся на заданную тему и позволяют ребёнку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику.
2. Сюжетно-ролевые игры.
3. Релаксационные упражнения.
Продолжительность обучения: 20 недель (с 1 октября по 1 мая)
Режим занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятий - не более 25 минут.
Интегрированный принцип организации педагогического процесса с учетом методических рекомендаций к организации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования мы осуществляем за счет создания моделей занятий. Модель занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
Занятия:
1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.
2 фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
4 фаза. Психомышечная тренировка.
Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
У дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников — более восьми. В психопрофилактической работе — 10-12 детей.
Мониторинг эффективности программы осуществляется с помощью:
использование обратной связи от участников занятий;
получение обратной связи от родителей (воспитателей);
сравнительного анализа результатов начальной и итоговой диагностики.
Рекомендуемые методики:
1) Пиктограмма. Цель: выявление уровня знаний основных эмоций на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм (Грабенко Т. М., Михаленкова И. А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция, СПб. : Речь, 2008, с. 53).
2) Тест «Теммл- Дорки- Амена» (Л. А. Ясюкова Методика определения готовности к школе «Иматон», 2002 г)
3) Тест «Люшера» (Л. А. Ясюкова Методика определения готовности к школе «Иматон», 2002 г)
Ожидаемые результаты эксперимента:
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие рефлексии способов своего поведения.
Развитие потребности в активной умственной деятельности и творческом мышлении.
Развитие способностей творческого самовыражения.
Развитие способности к сотрудничеству, основ коммуникативной культуры.
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие эмоциональной регуляции поведения
В процессе проделанной работы было обследовано 24 человека и выявлено, что технология «Психогимнастика» говорит о хороших показателях и положительной динамике.
Литература.
1. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. : Просвещение, 1990.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду : Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
3. Л. А. Ясюкова Методика определения готовности к школе «Иматон», 2002 г
Моменты из занятий.