Алена Колпашникова
Эксперимент с воздушными шарами. Формирование нравственной позиции старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества.
В старшем дошкольном возрасте вопросы формирования отношения детей к окружающему миру играют большую роль. У детей 5-6 лет наблюдаются:
- стремление расширить свой кругозор;
- желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
- потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Публикация «Эксперимент с воздушными шарами, Формирование нравственной позиции старших дошкольников» размещена в разделах
Ребенок делает попытки создать из своего запаса представлений различные смысловые целостности знакомого и близкого ему мира – мира ближайшего окружения. В этом большую помощь ему оказываем мы – педагоги.
Различные средства в познании мира ребенком через действия, через собственный практический опыт; через рассказы взрослых; благодаря книгам и телепередачам.
Развитие познавательной сферы детей тесно связано с социально-нравственным воспитанием.
Я в своей работе помогаю развить положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Приобщаю детей к ценностям сотрудничества с другими людьми помогаем осознать необходимость людей друг в друге, планировать совместную работу, учу контролировать желания, согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия; способствую развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело.
Формирование определенных нравственных позиций детей нашей группы я решила предоставить в процесса опытно- экспериментальной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте выделяются следующие задачи исследовательской деятельности:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- делать соответствующие выводы в ходе эксперимента;
- сформировать у детей определенную нравственную позицию.
В начале нашей беседы детям я дала возможность рассмотреть содержимое на столе. (Сода, раствор лимонной кислоты в бутылках, воздушные шары, скотч, кисти, гуашь, инфокарточки)
Дала предположение, что именно на столе, чтоб дети сами попробовали догадаться. Обсудили имеются ли такие продукты у каждого в доме. Дети сразу же в ходе беседы начали рассказывать друг другу, как эти продукты, предметы, используют их родители.
Далее мы угадывали загадки про воздушный шар.
И тут гости прилетел грустный шарик, ему было грустно от того, что он заблудился и остался совсем один. И мы решили помочь грустному шарику, обрести друзей и найти дорогу домой вместе с друзьями! Так как, вместе веселей!
Обсудили с детьми как надуть шарики, какими способами, что находится внутри шарика. Дети в свою же очередь задались вопросом, для чего же нужна нам сода и бутылки с раствором, что бы надуть шарики. Но так ни кто и не догадался. Грустный гость предложил нам провести эксперимент!
Для начала я заранее развела в бутылке раствор лимонной кислоты. Далее по инфокарточкам дети совместно стали определять, какой дальше шаг. Покрасили раствор разноцветной краской, чтоб наши бутылочки были яркими. И затем добавляем в шарик пищевой соды несколько ложек, надеваем шары на горлышко бутылки. Дети сообразили, что скотч нужен для безопасности, и закрепили горлышки скотчем.
И посмотрите, что происходит! Пищевая сода и лимонный раствор, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
По окончанию эксперимента, мы вместе с детьми сделали вывод, что шарик остался довольным и счастливым когда приобрел друзей и мы помогли ему в этом.
Трудностей особых не возникало, дети сплоченно и дружно справились с заданием, помогая друг другу. При этом же советовались, общались, а где затруднялись в действиях, советовались со мной. На следующий же день, большинство детей с восторгом рассказывали как они проводили опыт дома с родителями.
По ходу эксперимента дети учились делать выводы, советоваться друг с другом, проявляли свои волевые качества, пробовали планировать совместную работу, согласовывали с партнерами свои действия.
Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной деятельности у детей сформировались определенные нравственные позиции.
И хотелось бы завершить свое выступление, очень хорошими словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира, - от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
Всех благодарю за внимание!