Быкова Елена
Экспериментирование в детском саду как фактор развития мотивации у дошкольников в ведении здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ и развития мотивации к ведению здорового образа жизни.
Актуальность:
Создание продуманного цикла мероприятий познавательного характера, в которых знания явились бы руководством к поведению, служили бы базой для формирования необходимых умений и навыков, полезных привычек у детей и обеспечивали оценку и самоконтроль поведения для сохранения и укрепления своего здоровья нужно для приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям.
Публикация «Экспериментирование в детском саду как фактор развития мотивации у дошкольников в ведении здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Это наиболее эфективно развивать в дошкольном возрасте так, как
дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Активность ребёнка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию это и есть познавательно-исследовательская деятельность.
В старшем дошкольном возрасте возникает возникает познавательная деятельность, включающая в себя познавательные мативы, у детей проявляется желание понять как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни, это касается и здоровья детей.
Что очень способствует развитию мотивации ребенка узнавать о здоровье, понимать важность здорового образа жизни, детей сам особой, без убеждений со стороны взрослого возникает желание вести здоровый образ жизни. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру, значит и к своему здоровью тоже.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают речью, что служит более высокому познавательному развитию. При помощи речи дети обобщают знания,на основе представлений формируется способность к аналитической деятельности.
Помимо этого в наше время произошло резкое изменение социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня нужна творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребёнка «учить сомневаться», а именно научить ребёнка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Ребёнок усваивается всё крепко и надолго, когда не только услышит и увидит, но и сделает сам.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Целью экспериментирования при исследовании фактов окружающего мира, связанных со здоровье сберегающем образом жизни является: 1. овладение ребёнком способностью анализировать знания о предмете по его признакам;
2. приобретение умения сопоставлять предметы, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений.
Для того чтобы эти знания привести в соответствие с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.
Обучение должно быть «проблемным». Оно должно содержать элементы исследовательского поиска. Строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Для этого создаются познавательные задачи, ситуации и предоставления детям возможности найти способы её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Такое обучение активизирует мысль детей, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально-организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Существуют различные формы работы с детьми индивидуальный,групповой, подгрупповой. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение должно отдаваться групповым и под групповым формам работы. Ребёнку легче проявлять критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность организуется в форме диалога ребёнка со взрослым и другими детьми в группе
[К формам эксперементирования с детьми также относятся
Коллекционирование;
Маршрут выходного дня;
Образовательный квест;
Метод кейсов;
Поиск тайника в земле;
Задачами основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:[/b]
- развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности)
- освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, род-видовых, пространственных и временных отношений
- освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: схематизация, символизация между предметами и явлениями окружающего мира
- развитие восприятия, мышления, речи
- расширение кругозора детей
Основными задачами в работе по формированию привычек к здоровому образу жизни для нас, воспитателей старшей группы стали:
1. Формирование у детей представлений об организме человека.
2. Формирование у детей системызнаний о здоровье и факторах, влияющих на его сохранение и укрепление.
3. Формирование у детей ответственности за собственное здоровье.
4. Формирование представления о том. что любые знания человек может приобрести самостоятельно путем наблюдения реальных обьектов, явлений и событий, путем исследовательских действий, эксперементирования.
Совместно с родителями создали лабороторию по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей, каторая постоянно пополняется новыми материалами. В лаборотории есть: различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы,лупы. Разнообразные сосуды из различных материалов: стекло, метал, пластмассы. Медецинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, м ерные ложечки, вата,бинт. Ростомеры для измерения роста детей, сантиметровые линейки для измерения окружности головы,грудной клетки. Природные материалы: песок, глина,земля,семена.
В процессе проведения эксперементальной детской деятельности придерживаемся структуры, которая включает: постановку проблемы, выдвижение гипотезы, поиск предложений возможных вариантов решения.
Исследовательско поисковая работа проводится систематически в повседневной свободной деятельности детей и неограниченна во времени.
Мы можем провести эксперементирование в любом режимном моменте дня. Например, сделать настоящую радугу в умывальной комнатево время мытья рук с помощью зеркала, убедиться, что вода не имеет формы. Можно ли пить воду из под крана? Опыт по очистки воды.
Перед зарядкой пробуем сжимать и разжимать пальцы в кулаке в течении 18 секунд. Устали пальцы, а сердце неуставая работает всю жизнь. Вот каким тренированным дложно быть сердце. Занимаясь физкультурой и спортом, мы укрепляем не только мышцы, но и сердце. Перед приемом пищи определяем ее по запоху (показываем взаимосвязь органов вкуса и запаха,выясняем для чего нужно есть (ты ешь, поэтому растешь).При проведении зрительной гимнастики знакомим с функциями частей глаза, выясняем, как лучше смотреть,одним глазом, или двумя.
Проанализировав все особенности познавательно-исследовательской деятельности, можно предположить, что данный вид деятельности может быть эффективным средством формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Усвоение знаний о здоровом образе жизни на основе познавательно-исследовательской деятельности будут способствовать наиболее эффективному самопознанию и формированию ценностного отношения к своему здоровью, укреплению собственного организма.
Источники 1. Абдуллина Л. Э. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). М. : Академия, 2011. 2. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. № 12 (6). 3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М. : Элизе Трейдинг ЦГЛ, 2004. 4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. М. : Линка-пресс, 2012. 5. Разорвина А. С. Коворкинг для детей и родителей – инновационная ф