Надежда Налимова
Познавательно-исследовательская деятельность для старших дошкольников в музейном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность для старших дошкольников в музейном пространстве.
Цель: создание условий для совместной познавательной деятельности детей по развитию естественно-научных представлений об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:расширять представления о Вселенной, планетах Солнечной системы, космической технике, российских космонавтах-героях; учить делать умозаключения.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность для старших дошкольников в музейном пространстве» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:развивать коммуникативные навыки, творческие способности, диалогическую речь.
Воспитательные: закрепить навыки поведения в общественных местах, воспитывать гордость за знаменитых людей нашей страны, ее историю.
Оборудование и материалы:
Бейджики для детей-экскурсоводов.
Экспозиция «Родная планета» : глобус, картинки, поделки, книги, энциклопедии, куриное яйцо вареное, бусинка, мяч, магнит с игрушками. Пластилин идосточки для желающих.
Экспозиция «Летательные аппараты» : картинки и поделки воздушный шар, самолеты, ракеты)
Пять устройств с воздушными шариками для эксперимента.
Лего для желающих.
Экран и снимок земли из космоса.
Экспозиция «Планеты» : планеты и Солнце подвешены. Устройство с шариками на палочке, длинная указка.
Напечатать считалочку «На луне жил звездочет…»
Экспозиция «Животные в космосе» : книжка-самоделка, иллюстрации и книги про полет животных в космос.
Листочки, карандаши, клей.
Экспозиция «Космическая еда» :картинки и иллюстрации о космической еде, макеты космической еды, три маленьких сока разных вкусов. Трубочки 6-8 шт. ноутбук и видео.
Экспозиция «Звезды» : палатка со звездами, телескоп, карточки со светящимися созвездиями.
Космошлемы 10 шт. Стулья с ремнями. Экран, проектор, ноутбук.
Организационный момент.
Педагог: Посмотрите на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Где находятся солнце, луна, планеты, звезды? (В космосе)
Мы приглашаем вас, ребята, в наш мини-музей «Загадочный космос».
Приглашаю вас к экспозиции «Родная планета».
-Как называется планета, на которой мы живем (Земля)
Несколько интересных фактов о планете Земля расскажет начинающий экскурсовод Полина.
Полина- Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного излучения, а также от метеоритов. Атмосфера похожа на воздушное покрывало. Благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.
(Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.)
- А знаете ли вы, насколько Земля меньше, чем Солнце?
Посмотрите, пожалуйста, на тыкву и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.
Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.
Педагог: -Ребята, вы знаете, что Земля круглая, еще она вращается. Почему же мы не падаем в космос?
(Предположения детей)
Педагог:-Полина, вы сможете нам объяснить, почему все обитатели нашей планеты так крепко удерживаются на ней?
Полина - Потому, что у нашей планеты есть магнитное поле. (Опыт с прыжками и с магнитом). После экскурсии приглашаю вас вместе со мной слепить нашу планету. Спасибо за внимание.
Спасибо, Полина.
Педагог: -Вот какая она удивительная- наша планета.
Но человеку не сидится на месте. Обратите внимание на экспозицию «Летательные аппараты»
Люди с давних времен смотрели в небо и мечтали взлететь. Они мастерили крылья, делали воздушные шары. Позже изобрели самолеты и вертолеты. Но все эти воздушные аппараты летали только в земной атмосфере. Как же долететь до звезд? Люди изобрели космическую ракету.
12 апреля 1961 года мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. В этот день в нашей стране отмечается День космонавтики. Юрий Алексеевич Гагарин прославил нашу страну.
О том, как ракета преодолевает земное притяжение нам расскажет экскурсовод Миша.
Миша (показывает ракету) Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.
( Экперимент с воздушным шариком: Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.
Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
После экскурсии приглашаю вас смастерить летательный аппарат из конструктора Лего. Спасибо за внимание.
Педагог: - Спасибо, Миша, за интересный рассказ.
Ребята, напомните мне, пожалуйста, имя первого космонавта. А знаете ли вы, что до Юрия Алексеевича Гагарина в космосе побывали животные: обезьяны и собаки? Приглашаю вас к следующей экспозиции «Животные в космосе».
Прежде чем отправить в космос человека, ученые решили испытать космические условия на животных.
О них нам расскажет Полина.
Полина- Для нашего музея мы сделали книжку-самоделку «Животные в космосе».(Показывает книгу и рассказывает)
Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.
С собаками проводили тренировки, приучали их к шуму. Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась. Потом летали в космос Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен. Сейчас мы с интересом смотрим мультфильм про Белку и Стрелку.
После экскурсии приглашаю вас дополнить нашу книгу рисунками о том, как собаки летали в космос. Спасибо за внимание.
Педагог: - Спасибо, Полина. Среди ребят, наверняка, есть те, кто любит рисовать.
Когда первые космонавты оказались в космосе, они столкнулись с невесомостью. Это значит, что в космосе предметы и люди ничего не весят, там нет магнитного притяжения, как на Земле. Какими становятся вода, сок, компот в невесомости?
Пройдите, пожалуйста, к экспозиции «Космическая еда»
Сообщение о космической еде приготовила для нас Диана.
Диана-. В невесомости пища будет летать в воздухе, поэтому, еду для космонавтов помещают в специальные тюбики. Интересный эксперимент с водой с невесомости покажет настоящий космонавт.
(Видео роликhttps://youtu.be/tYkU9GihnsM)
Диана- Как вы думаете, такая упаковка сока подойдет для космического меню? Предлагаю угадать, где какой сок находится? (Игра «Угадай на вкус»)Спасибо за внимание.
Педагог: -Спасибо, Диана.
(На экране Земля из космического корабля.) Вот такой увидел нашу планету первый космонавт из кабины своего космического корабля.
Кроме нашей планеты вокруг Солнца движутся и другие планеты. Вы знаете их названия? (Ответы)
Богдан- Приглашаю вас послушать рассказ о планетах.
(Показывает указкой)Экспозиция «Солнечная система»
В Солнечной системе всего 9 планет. Все они вращаются вокруг Солнца по своим орбитам.
Очень близко к Солнцу находится Меркурий. Затем –Венера. Вы узнали третью планету? Конечно, это наша Земля. Четвертая планета- Марс. Самая большая – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг. Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли. Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета-Плутон.
Ребята, как вы думаете, почему Солнечная система не рассыпается? Как планеты удерживаются на своих орбитах?
(Эксперимент с шариками на палочке)Представьте, что желтая палочка- Солнце, а 9 шариков на ниточках- планеты.
Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?. Солнцу помогает вечное движение.
Если Солнышко не будет двигаться вся система развалится.
Богдан- Ребята, чтобы легко и быстро запомнить названия планет, приглашаю вас после экскурсии выучить считалочку. Спасибо за внимание.
(На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий – раз, Венера – два, Три – Земля, четыре – Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восьмой – Нептун, Девять – дальше всех – Плутон. Кто не видит – выйди вон.)
Педагог: – Спасибо, Богдан. Думаю, что ребята обязательно захотят выучить интересную считалочку.
Ребята, о чем расскажет наша следующая экспозиция, вы узнаете, отгадав загадку:
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари — Фонарики
Меньше, чем комарики.
В нашем музее работает Звездочет Ярослав. Он нам не только расскажет про звезды, но и покажет их. Пройдите, пожалуйста, к экспозиции «Звезды».
Ярослав- Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар. Скопление звезд образует созвездия. Самое известное созвездие- Большая Медведица. Есть еще много других созвездий: (предлагаю рассмотреть карточки). Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их. Хотите узнать, почему огромные звезды кажутся нам такими маленькими?
(Эксперимент с люминисцентными звездами)возьмите обычный фонарик или люминофоровые звездочки. При выключенном свете поднесите их близко к детям, чтобы они посмотрел, как ярко они горят. Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блеклыми. Звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.
Ярослав- Звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас. После экскурсии приглашаю вас посмотреть на звездное небо.
(Звездное небо можно устроить в палатке, накрыв ее темной тканью и наклеив внутри люминисцентные звезды)
Спасибо за внимание.
Педагог: - Спасибо, Ярослав. Мы обязательно заглянем в твой звездный шатер.
Ребята, кому-то из вас захотелось стать космонавтом? Приглашаю вас в космический полет по нашей Галактике. Надевайте космо-шлемы, садитесь и пристегните ремни.
Просмотр Видео https://youtu.be/ZdUK-Ko6rAk
(Дети расходятся на практическую деятельность по интересам).
Литература и интернет-источники:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
https://rodnaya-tropinka.ru/