Приложение МААМ

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников

Иващенко Ольга Ивановна
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

Публикация «Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников» размещена в разделах

• Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе и т. п.): организовывать детско-взрослую проектно- исследовательскую деятельность.

• Формировать обобщенные умения самостоятельно рассматривать различные объекты и явления окружающего мира, производить с ними простые преобразования, получать представление, как об их внешних свойства*, ’так и о некоторых внутренних связях в отношениях; изучать фотографии и описывать, что на них изображено, какие свойства предметов нашли отражение в изображении.

• Создавать условия для проведения опытов по схемам; учить составлять простейшие схемы проведенных опытов, классифицировать предметы, явления по разным признакам.

• Создавать условия для детского экспериментирования с различными материалами.

• Учить детей ориентироваться по простейшим планам, календарям, часам, картам и схемам, понимать и создавать самостоятельно систему простых знаков и символов пиктограммы, например, для обозначения своих занятий в течение дня.

• Учить исследовать-связь между жизнью людей и окружающей их природой.

• изучить методики, технологии познавательно-исследовательской деятельности;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Причины выделения познавательно-исследовательской деятельности.

Специальное выделение в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности представляется целесообразным по следующим причинам.

Согласно концепциям развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., основное психологическое новообразование дошкольного возраста - появление и дифференциация внутреннего плана действий (воображение, идеальные ориентирующие образцы, в том числе этические, осознание своих переживаний, самооценка). К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей. Иначе говоря, одновременно с усложнением внутреннего мира происходит движение в сторону дифференциации сфер деятельности в зависимости от того, что становится важным (придумывать - творческая сюжетная игра; создавать - продуктивная деятельность; понимать или узнавать - исследовательская деятельность). Успешность этого движения зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребенок. К ним можно отнести игровую и продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, а также познавательно-исследовательскую деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность (или исследовательское поведение) дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого "детского экспериментирования" с предметами или вербального исследования - вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

В образовательном процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие занятия по "ознакомлению с окружающим". Как правило, они строятся в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на "закрепление" этих знаний. Дети на таких занятиях обычно лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль "получателей" информации.

Формированию ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий не в виде "урока", а в форме партнерской деятельности со взрослым.

Такая форма занятий связана не только с демократизацией стиля поведения воспитателя, но и с подбором содержания: педагогу необходимо учесть общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира, а также сделать содержание привлекательным для ребенка.

Кроме этих требований к содержанию и форме организации занятий, следует учитывать специфику групп кратковременного пребывания. Во-первых, разнородность детей по уровню познавательного развития требует гибкого проектирования содержания занятий, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей. Во-вторых, необходимо строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях "сжатого" времени обеспечить освоение ребенком культурных форм познания и охватить наиболее значимые представления об окружающем мире.

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности у старших дошкольников состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.

Задачи

развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., дети приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

Педагогами создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации.

Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации.

Предлагаю вам свою презентацию, которая может вам пригодиться для проведения мастер - класса как для родителей так и для педагогов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Сердечные» подарки для любимых мам (продуктивная деятельность старших дошкольников)«Сердечные» подарки для любимых мам (продуктивная деятельность старших дошкольников) Приближается самый добрый, самый нежный, самый любимый праздник - 8 Марта! И всех нас, педагогов, беспокоит один главный вопрос: какой.

«Сказки А. С. Пушкина и «пластилинография» (продуктивная деятельность старших дошкольников)«Сказки А. С. Пушкина и «пластилинография» (продуктивная деятельность старших дошкольников) Современную русскую литературу нельзя сегодня представить без чудесных, певучих, волшебных сказок Александра Сергеевича Пушкина. Эти сказки.

Воспоминания о лете, или Снова поговорим о пластилине. Продуктивная деятельность старших дошкольниковВоспоминания о лете, или Снова поговорим о пластилине. Продуктивная деятельность старших дошкольников Наконец-то в наш город пришла настоящая осень. За окошком льет дождь: серо, грязно, листья с деревьев облетели, воробьи сидят нахохлившись.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Фотоотчёт «Продуктивная деятельность старших дошкольников. «День космонавтики»Фотоотчёт «Продуктивная деятельность старших дошкольников. «День космонавтики» Доброго дня Вам, уважаемые посетители моего блога! 12 апреля - День космонавтики! Этот тематический день прошёл в нашей группе интересно,.

Продуктивная деятельность старших дошкольников к 9 Мая. Мастер-класс композиции «Букет сирени победителям»Продуктивная деятельность старших дошкольников к 9 Мая. Мастер-класс композиции «Букет сирени победителям» В дань памяти о великом подвиге наших героических предков Южно-Российский научно-культурный центр А. П. Чехова и Народный военно-исторический.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Продуктивная деятельность старших дошкольников «Сердечные валентинки» в подарок близким людям.Продуктивная деятельность старших дошкольников «Сердечные валентинки» в подарок близким людям. В день всех влюблённых в феврале Признайтесь в чувствах, люди, Ведь нет счастливей на Земле- Тех, кто любим и любит! Цель:Изготовление поделок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 10:49
+175Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Иващенко Ольга Ивановна (УИ 62545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД