Светлана Мельникова
Экскурсия по экологической тропе в старшей группе в зимнее время в рамках проекта «Учимся любить природу»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
ЗАДАЧИ:
· Формировать у детей систему элементарных экологических знаний;
· Уточнить знания детей об изменениях в природе в зимнее время;
· Воспитывать у детей эмоционально-положительное и заботливое отношение к природе, окружающему миру.
Публикация «Экскурсия по экологической тропе в старшей группе в зимнее время в рамках проекта „Учимся любить природу“» размещена в разделах
- Зимние прогулки и наблюдения
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Предварительная работа с детьми: беседы, рассказы воспитателя о времени года "Зима», об объектах экологической тропы, правилах безопасности на прогулке в зимний период времени;
Подбор дидактических и подвижных игр, загадок и пословиц, чтение художественной литературы
Материал: карта-схема участка, объекты экологической тропы детского сада, корм
для птиц.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально – коммуникативное».
Ход проведения экскурсии по экологической тропе.
В группе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам утром принесли письмо:
«Дорогие ребята, приглашаю вас сегодня в гости, а чтобы попасть ко мне в гости вам надо пройти по экологической тропе, понаблюдать, что изменилось с приходом зимы».
Как вы думаете, от кого-же это письмо, кто нас приглашает в гости, в письме нет подписи, но есть загадка.
Загадка.
Замела я все вокруг,
Прилетев из Царства Вьюг!
Осень, лучшую подружку
Я отправила на юг!
Я морозна и бела, я надолго к вам пришла!
Дети: Зима!
Воспитатель: Ребята, пойдем в гости к Зимушке-зиме? (Да)
Как нам нужно одеться? (в теплые куртки и комбинезоны, теплые шапки и шарфы, варежки и теплые сапоги)
На улице.
Воспитатель: Посмотрите, на крылечке лежит конверт. (Воспитатель берет конверт и читает)
Отгадайте мою загадку, и тогда узнаете, куда идти дальше. Ваша Зимушка-зима.
Воспитатель: Давайте отгадаем загадку:
Это грядка для цветов -
Для тюльпанов, ноготков.
Как же грядка та зовется?
Вам ответить мне придется!
(Клумба) (Дети отгадывают)
Идем к нашей клумбе. А теперь посмотрите на нашу цветочную клумбу! Где же она, здесь большой сугроб?
Дети: Цветы под снегом.
Воспитатель: Правильно, однолетние растения мы убрали, а многолетние цветы укрыты снегом, как белым одеялом. Весной, когда солнышко станет пригревать, снег растает, наши цветы станут прорастать. И мы снова будем любоваться их красотой!
Воспитатель: Посмотрите здесь еще один конверт и снова загадка. Куда же она нас приведет.
Весной засаживают,
Летом поливают,
Осенью с грядок овощи снимают.
Дети: Огород
Воспитатель: Правильно это огород. Ребята, что же с огородом стало зимой.
Дети: Урожай собрали осенью, а зимой грядки засыпал снег.
Воспитатель: Если много снега в огороде — это плохо или хорошо? (Хорошо, будет много влаги.) А какие овощи росли летом на вашем огороде? Какие овощи вы сажали на своей грядке?
Дети поочередно отвечают.
Воспитатель: Ребята снова конверт и загадка, не одна, а несколько.
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.
(Берёза)
Воспитатель: И, куда же нас поведет наша экологическая тропа тропинка? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, к красавице березе! Идем к березе. А как мы узнаем, что это дерево береза. Зимой на березе листьев нет.
Дети. Без листьев березу всегда можно узнать по цвету ствола, у березы он белый с темными черточками.
Воспитатель: Зимой деревья не замерзают, они живые, но от мороза веточки становятся хрупкими и быстро ломаются. А если бы на них были листья, точно бы сломались. Поэтому в зимнее время года ветки лучше не трогать, с ними нужно обращаться очень бережно.
Воспитатель: А нас ждет еще загадка.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость!
И саду украшенье,
И птицам угощенье.
(Рябина)
Воспитатель: Ребята, а где же здесь растет рябина? Что отличает рябину от других деревьев? (Дети показывают рябину, на рябине ягоды). Правильно, это рябина.
Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?
Дети. Ягоды рябины любят птицы.
Воспитатель: Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(Ель)
Воспитатель: Как вы думаете, елочка сбросила свои хвоинки? (Ответы детей) -
Воспитатель: Тогда отправляемся к ели!
Вот мы и пришли к ели. Действительно, зимой на елке остаются зеленые иголки. Елочки зимой и летом одним цветом. Рассматриваем с детьми ель. Ель похожа на пирамидку, у неё много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.
Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается,
А цветок — то медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)
Воспитатель: Дети, а как мы узнаем, что это дерево липа. Ведь листьев нет.
Дети. У липы плоды орешки, на некоторых ветках они остались.
Воспитатель: Правильно, зимой деревья различают по цвету коры, расположению веток, по плодам. Подходим к липе рассматриваем её.
Воспитатель: Не замерзли? Давайте с вами поиграем и согреемся.
Подвижная игра «Сосульки, сугробы, снежинки»
Воспитатель: продолжаем наше путешествие по экологической тропе.
Как отличить нас? Очень просто!
У дерева ствол выше ростом.
Стволов же больше – у меня.
Так как же называюсь я? (Куст)
Воспитатель: Посмотрите какой куст перед нами, называется он пузыреплодник.
В начале осени на кустах появляются плоды – пузырьки, которые лопаются, если их немного сдавить. После того как они созреют, становятся красно-коричневого цвета и смотрятся на кусте даже лучше, чем цветы.
Воспитатель: Ребята посмотрите а на ветках висит теремок, как вы думаете, что это.
Дети: Это кормушка для птиц.
Игра-инсценировка "Птичий теремок"
Ведущий: Висел на дереве теремок. Небольшой теремок, без окон, без дверей, но очень просторный. И в том теремочке никто не жил. Но в том теремочке было много еды для птиц.
Однажды на дерево прилетел… Кто же прилетел к теремку, послушайте загадку.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
Подлетел воробей к теремочку и спрашивает:
Воробей: Чик-чирик! Чик-чирик! Можно залететь в гости?
Ведущая: Никто не ответил воробью, и воробей сам решил погостить в птичьем теремочке.
(подлетает следующая птица)
Синица: Тири-тири, тинь-тинь-тинь! Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Воробей: Я воробей, а ты кто?
Синица: Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Ведущая: Ребята, какая это птица. Синица.
Синица: Можно залететь в гости?
Воробей: Залетай синичка, я не привык есть в одиночку.
(подлетает дятел)
Дятел: Тук-тук – тук. Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Вместе: Я воробей. Я синичка. А ты кто?
Дятел: Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ведущая: Кто это? (Дятел)
Вместе: Милости просим! Еды всем хватит.
(подлетает снегирь)
Снегирь: Какой красивый птичий теремок! Я так голоден!
Вместе: А мы тебя раньше не видели в нашем лесу. Ты кто?
Снегирь: Я ваш гость.
Красногрудый, чернокрылый,
Люблю зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Появляюсь я опять (Снегирь)
Вместе: Залетай снегирь. У нас в теремке есть такое лакомство.
(подлетает сорока)
Сорока: Тр – тр – тр. Кто- кто в птичьем теремочке живет?
Вместе: Я воробей. Я синичка. Я дятел. Я снегирь. А ты кто?
Сорока: Я непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока.
Ведущая: Кто же это? (Cорока)
Вместе: Залетай сорока. Расскажешь лесные новости.
(подлетает ворона)
Ворона: А мне место найдется? Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!
Вот и весь репертуар.
Ведущая: Кто же это? (ворона)
Вместе: Залетай ворона, будем очень рады.
Ведущая: Вот так собрались дружной семьей зимующие птицы. Теперь им никакие морозы не страшны. Спасибо людям за помощь!
Воспитатель: А сейчас, пора пригласить птиц к обеду
Дидактическая игра. "Кто чем питается?"
Воробьи -крошки хлеба, крупа, семечки.
Синицы - несоленое сало.
Снегири - ягоды рябины, семечки арбуза, тыквы.
Голуби - пшено, хлеб.
Свиристели - семена подсолнечника.
Вороны - очистки овощей, любая пища.
Дети раскладывают в кормушку корм.
Воспитатель: А вот ёще письмо, зима предлагает нам пройти на веранду нашей группы, она приготовила для нас сюрприз.
На веранде детей встречает кукла би-ба-бо «Зима» угощает детей и предлагает поиграть.
Подвижная игра «Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! "Падают".
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. "Падают".
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
Н. Нищева.
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по экологической тропе. Пора нам возвращаться в группу. Понравилось вам наше путешествие.
Ответы детей.