Людмила Остапенко
Конспект беседы в подготовительной группе «В театре. Экскурсия за кулисы. Фойе. Часть 1» в рамках проекта «Здравствуй, театр!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-беседы в подготовительной группе из цикла
«Здравствуй театр!»
Действие 4. (Занятие № 4)
«В театре. Экскурсия за кулисы. Фойе».
Часть 1
Тема: В театре. Экскурсия за кулисы. Фойе.
Публикация «Конспект беседы в подготовительной группе „В театре, Экскурсия за кулисы, Фойе, Часть 1“ в рамках проекта „Здравствуй, театр!“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Цель: Воспитывать интерес к обустройству театра изнутри, людям театральных профессий.
Образовательные задачи:
Образовательная область «Социализация».
Обучающая: обогащать у детей социальные представления о разнообразии театральных направлений как видов театрального искусства.
Развивающая: развивать навыки социального общения.
Воспитывающая: воспитывать интерес к получению новых знаний.
Образовательная область «Коммуникация».
Обучающая: учить детей излагать свои мысли в виде связных предложений.
Развивающая: развивать диалогическую, связную речь, умение высказываться, отвечать на вопросы, совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитывающая: воспитание добрых чувств, готовности выслушивать окружающих не перебивая их.
Образовательная область «Познание».
Обучающая: учить различать виды театров и направлений по определённым признакам, знакомиться с разнообразием театральных профессий.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему.
Предварительная работа: Попросить родителей вспомнить с детьми посещение ими театров.
Ход занятия:
Слайд: (Заставка)
+ - переключить слайд на следующий или выполнить действие на текущем слайде ( далее по тексту: +)
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами уже узнали об истории театра, о том какие виды театров и жанры существуют, и как вы думаете, куда нам нужно далее отправиться?
Ответы детей:
- !
Воспитатель:
- Конечно же, теперь наше путешествие должно продлиться непосредственно в сам театр, чтобы узнать, как в нём все устроено. Вы готовы?
Ответы детей:
- Да!
Игровая мотивация.
Воспитатель:
- Вы все уже были в различных театрах. По вашему мнению, с чего начинается театр?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Хорошо, давайте отправимся в путь и ответим на вопрос «С чего начинается театр?»
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Кто сегодня даст команду на открытие занавеса?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Сегодня это сделает … (называет имя ребёнка). Командуй!
Ребё нок:
- Занавес! +
Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
Воспитатель:
- И так, начинаем экскурсию за кулисы! +
+ А помогать нам в этом будет очень интересна книга Катерины Антоновой и Екатерины Бауман «В театре. Экскурсия за кулисы». +
Вступительная беседа «Экскурсия за кулисы. Фойе.»
+
Воспитатель:
- Театр по которому мы будем путешествовать большой. Фойе имеет два уровня. На второй этаж ведет большая широкая лестница. А куда в первую очередь надо идти прейдя в театр?
Ответы детей:
- … (гардероб! +
Воспитатель:
+ - Правильно. Попадая в театр, вы в первую очередь идете в гардероб. С одной стороны, гардероб – это лишь место, где зрители оставляют свою одежду. Но с другой стороны, он настраивает человека на театральное действие. К. С. Станиславский говорил, что гардеробщики в театре имеют очень важное значение. Ведь от того, в каком настроении выйдет зритель из гардероба, оставив там свою одежду, зависит то, как он будет воспринимать спектакль. Спектакль, по его словам, начинается со входа в само здание театра, поэтому гардеробщики – это сотрудники по созданию общей атмосферы театра. +
+ В XIX веке гардероба в театре еще не было, зрители оставляли свою одежду на попечение своим лакеям. Слуги дожидались своих господ в сенях театра. Очень ярко этот образ дожидающихся лакеев обозначен в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» одной фразой «на шубах у подъезда спят». +
+ Сейчас гардероб есть в каждом, даже самом маленьком, театре, и это очень удобно, там можно оставить свои вещи и не беспокоиться о них. В гардеробе, как и в самом театре, вести себя нужно культурно и сдержанно. Когда Вы подаёте гардеробщику свою верхнюю одежду, следует перекинуть её на сторону гардероба, так вы оказываете уважение тому человеку, который принимает вашу одежду. +
Когда вы сдаёте свои вещи в гардероб, что вы получаете в замен?
Ответы детей:
- … (жетон с номером)
Воспитатель:
- Правильно. А ещё там можно взять на прокат театральный бинокль или другой реквизит.
Но фраза «театр начинается с вешалки» относится не только к гардеробу, но и к актёрам, и даже к зрителям. В театре существует свой дресс-код и это непременно стоит учитывать, собираясь посетить храм Мельпомены. Что же лучше надеть?
+ Для женщин самым удачным вариантом станет коктейльное платье средней длины. Платье должно быть красивым, но сдержанным, как и макияж. Хорошим дополнением будут неброские украшения и строгие туфли-лодочки. Головные уборы в театре, как и в былые времена, не допускаются, ведь они могут помешать тем, кто сидит сзади вас, обозревать сцену. Мужчина тоже должен выглядеть элегантно: рубашка светлых тонов, темные брюки, классические мужские туфли. +
Если же Вы собираетесь посетить, например, Большой театр, то нужно обязательно одеться по-вечернему, в таких театрах дресс-код более строгий. Для женщины это вечернее платье, для мужчины - строгий костюм или смокинг. Уместна будет и бабочка, но можно ограничиться галстуком.
+ А вот в детский или кукольный театр можно одеться более непринужденно, даже повседневно. Главное – со вкусом, сдержанно, без лишних деталей. +
Давайте продолжим нашу экскурсию. +
Смотрите, вот большое зеркало, для чего оно?
Ответы детей:
- … (приводить себя в порядок)
Воспитатель:
- Правильно. После того как зрители отдали верхнюю одежду в гардероб, им надо поправить прически, осмотреть свой внешний вид, чтобы выглядеть подобающим образом. +
+ Смотрите, чуть правее расположено окно администратора! Администратор выступает посредником между посетителями театра и труппой. Зрители могут у администратора узнать различные вопросы по организации спектакля, спорным вопросам с билетами и другим различным моментам, возникающих у них во время посещения театра.
+ Обратите внимание слева и справа от окошка администратора расположены репертуар театра и театральная афиша.
Как вы думаете, зачем нужен репертуар?
Ответы детей:
- … (приводить себя в порядок) +
Воспитатель:
- Репертуар это вроде расписания тех спектаклей, которые исполняются в театре. + Репертуар может быть указан в разрезе месяца или большего срока. +
+ А вот театральная афиша. Для чего она нужна?
Ответы детей:
- … (чтобы зрители знали, какой спектакль и когда будет проходить в данном театре)
Воспитатель:
- Правильно! А хотите узнать историю афиши? +
Ответы детей:
- Да! +
Воспитатель:
- Давайте не много разомнемся и превратимся в гномиков, а потом продолжим.
Физминутка
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
Воспитатель:
- А теперь мы узнаем историю афиши.
Беседа «История афиши»
На улицах города мы на каждом шагу встречаем рекламные щиты. Что только не рекламируют сегодня! И у театра тоже есть своя реклама — это афиши. Они привлекают внимание своей яркостью и сообщают нам о том, какие известные театры и актёры гастролируют в нашем городе, когда и где можно посмотреть тот или иной спектакль или балет. Конечно, афиши бывают не только театральные, но и туристические, и кинематографические. И, как у любого предмета, у афиши есть своя история.
Афиши появились в Древней Греции еще в IV веке до нашей эры. В те давние времена их рисовали и вывешивали у входа в театр.
Но в 1445 году Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок, и через несколько десятков лет в Европе появляется отпечатанная на станке афиша. Но в то время на афишах не было ни имени автора пьесы, ни имён актёров. Такие сведения появляются на афише только в XVII веке. +
+ И только в конце XVIII века афиша в Европе стала постоянным явлением. Афиши разных театров отличались прежде всего цветом бумаги.
В России же театральная афиша появилась только в XVIII веке, а распространение получила уже в следующем, XIX веке. +
+ Некоторые ценители считают афишу искусством. И это не случайно. Многие известные и талантливые художники прошлого и настоящего создавали и создают красивые афиши. Для их создания нужны вкус, фантазия, творческое мышление.
Режиссер Н. П. Акимов, мастер театрального плаката, даже сказал, что театр начинается не с вешалки, а с афиши.
Ребята, А вы согласны с этим высказыванием?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Давайте порассуждаем. Ведь чтобы попасть в театр, как правило, мы сначала из афиш узнаем, о том, в каком театре и когда, будет проходить тот или иной спектакль и уже после этого покупаем билеты и идёт в театр на спектакль. Согласны со мной?
Ответы детей:
- … +
Воспитатель:
+ - С первого этажа на второй ведёт большая широкая красивая лестница. Давайте подымимся по ней. Смотрите, а что это лежит на ступеньках?
Ответы детей:
- … (ковёр (ковровая дорожка)
Воспитатель:
- Правильно! А для чего она там нужна?
Ответы детей:
- … (чтобы было красиво, чтобы не поскользнуться на ступеньках) +
Воспитатель:
+ - Конечно-же, вы правы. Смотрите, а кто это встречает зрителей наверху в конце лестницы?
Ответы детей:
- … (билетёры) +
Воспитатель:
- Да, действительно, по-простому людей этой профессии называют – билетёрами, но, а правильно такого человека называют – капельдинер! Хотите узнать историю этой профессии?
Ответы детей:
- Да!
Беседа «Капельдинер»
Воспитатель:
- Есть известная фраза, про которую мы уже говорили: «Театр начинается с вешалки!». С одной стороны, действительно, зрители приходят, раздеваются, и только потом идут в театральный зал. Но с чего начинается этот самый театральный зал? Правильно, со встречи с капельдинером.
Само слово «капельдинер» немецкое и обозначало изначально «служитель в капелле». Капелла — это католическое строение; это также разновидность хора или оркестра. Капельдинер следил за порядком в капелле, за свечами, нотами и т. д. Позже слово перешло в театр. То есть капельдинер — это «служитель в театре».
Капельдинер — это человек, который проверяет билеты зрителей перед входом в зрительный зал. Часто называют их по-простому — билетёрами. Но у них целый ряд обязанностей, они занимаются не только проверкой билетов. Капельдинеры готовят зал к каждому спектаклю, ведь зрительный зал всегда должен выглядеть безупречно. Они, как добрые хозяйки, встречают гостей с улыбкой и всегда готовы им помочь. Капельдинеры должны также помогать посетителям найти свое место в зале. Кроме того, они обязаны знать репертуар театра, в котором работают.
Сейчас эта профессия является простой необходимостью. Но вот, например, в Соединенных Штатах Америки в начале XX века капельдинеры (а их было очень много в самых дорогих театрах) были признаком роскошного театра.
Ребята, а как вы думаете легко быть капельдинером?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Хорошо, чтобы это проверить нам минимум, что нужно, так это билеты в театр. Правильно?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Давайте попробуем сами изготовить такие билеты!
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Сначала мы нарисуем их, а потом одни из вас будут капельдинерами, а другие зрителями. Согласны?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Давайте сделаем разминку для наших пальчиков и приступим к изготовлению билетов.
Пальчиковая гимнастика.
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Творческая работа.
Рисуем театральные билеты сами! Перед этим стоит показать детям варианты билетов и объяснить, что билеты могут быть распечатаны/нарисованы на обычной белой бумаге.
Но бывают и другие билетики, где с одной стороны — яркая картинка, а с другой название спектакля, время, место и т. п.
Можно просто нарисовать красивые билеты для своей семьи, а можно пофантазировать на тему театра.
Игровой момент.
Затем можно расставить стулья в несколько рядов, на каждый стул повесить листочек с номером места, нарисовать билетики с соответствующими номерами. Кто-то будет капельдинером, то есть будет проверять билеты.
Воспитатель:
- Ну что же на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается. Объявляем антракт и закрываем занавес. +