Морозова Евгения Александровна
Экскурсия как форма воспитания начал экологической культуры у детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Экскурсии позволяют обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе.
Публикация «Экскурсия как форма воспитания начал экологической культуры у детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий и прогулок дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.
Работа с детьми осуществляется по следующим принципам:
постепенное усложнение материала;
использование непосредственного природного окружения;
сенсорное обследование объектов и явлений природы (снег, лед, иней, стволы деревьев, листья);
изодеятельность на основе впечатлений о природе.
Подача материала идет во время подготовки к экскурсии, во время самой экскурсии и организованная деятельность после экскурсии с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы.
Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильный труд, игры, освоение правил охраны природы. Все это способствует развитию основополагающих моральных ценностей доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважение к труду человека. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Экскурсия планируется с определенным содержанием, усвоение которого обязательно для всех детей. Если на прогулке ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, то на экскурсии это основная задача. Поэтому содержание экскурсии гораздо больше, чем содержание прогулки. Одна и та же задача планируется на экскурсии до тех пор пока знания не будут усвоены всеми детьми. На каждой экскурсии дети, должны получать более или менее систематизированные знания о явлении или объекте природы.
В образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.
Таким образом, экскурсии проводятся как с целью сообщения детям новых знаний, так и для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее на прогулках.
Результативность применения экскурсии обеспечивает грамотная реализация воспитателем всех ее структурных компонентов (этапов).
Первым этапом экскурсии является подготовительный этап. Основная задача на данном этапе организовать детей, исходя из уже имеющего опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроения детей, воздействие на их чувства. Начинается эта работа за несколько дней до экскурсии, завершается перед ее началом.
Второй этап экскурсии это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап экскурсионной работы, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии большое значение приобретают практические методы различные игры с детьми, сбор природного материала и т. д.
Третий этап заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную работу, направленную на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии. Большое значение на этом этапе будут иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (художественной, изобразительной). В целях получения позитивных результатов вся экскурсионная работа должна планироваться заранее.
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы. Знания, полученные на экскурсии, расширяются, уточняются и обобщаются в играх, в наблюдениях за принесенным природным материалом. Через 2-3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии.
Таким образом, экскурсии являются необходимой формой воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.